Никита Мелкозеров – о том, как вратарская ошибка способна приободрить смертельно скучный матч лидеров и превратить его в увлекательную драму.
Такое бывает, если знакомое помещение вдруг обесточивают и вы, оказавшись в тотальной темноте, теряете координацию, но все равно движетесь к выходу. Движетесь себе, движетесь и тут хыдыщ – головой в стену. Звон в черепе, непонятки – в общем, очень резкое и шокирующее ощущение. Примерно такое, какое испытал любой незаинтересованный в команде Сергея Боровского зритель матча «Шахтер» – БАТЭ на его 49-й минуте. Заинтересованный справедливо порадовался.
Александр Юревич, видя, что его вот-вот накроет тезка Володько, душевно пустил мяч в штрафную БАТЭ. Получилась неопасная свеча. С такой траекторией, что за время полета мяча можно было придумать стишок про лучики солнца. А потом – ладошка, коленка, гол… На футбольном сленге это называется «привоз». За Германа Малиньша грустно. За Юревича – радостно. Чудесный все же камбэк в город соли.
А до того получалось довольно обычно. Невзирая на тяжелый выход БАТЭ из зимы, было ясно, что «Шахтер» не станет со старта уничтожать гостя. С учетом соперничьего статуса Сергей Боровский отказался от задекларированного при назначении на пост намерения играть в два форварда. Это не история про то, что «пацан сказал, но не сделал». Это демонстрация тактического арсенала тренера.
Классическую пару нападающих «большой и маленький» в исполнении Николая Януша и Дмитрия Осипенко было решено не пользовать до лучших времен и оппонентов послабее. Более мобильный и разносторонний Осипенко остался на поле, оказавшись дополненным Артемом Старогородским. Украинец связывал единственного форварда с полузащитой. А за счет смены схемы насытилась опорная зона.
К слову, манера обороны атакующей группы «Шахтера» – на данный момент самое выпуклая перемена, произошедшая с командой при Боровском. Три-четыре солигорских футболиста переиначивались на прессинг защитников БАТЭ сразу же после потери мяча.
Это причина увеличения количества потенциально голевых моментов в исполнении «горняков». В кубковом матче с «Белшиной» команда Боровского давила оппонента и заставляла его ошибаться. Причем много – особенно в первом тайме. И за счет того же прессинга был проведен второй гол в ворота БАТЭ, когда Алексей Риос накрыл Малиньша.
Очень интересная частность, но на глобальную осторожность «Шахтера» в первом тайме она никак не повлияла. Более того, к его середине БАТЭ стало владеть территорией и выглядеть очень мощно.
Александр Ермакович не захотел много чего переверстывать после гродненского поражения. Дисквалифицированного Егора Филипенко подменил Виталий Гайдучик. Чистая техника. Александр Павлов уступил свое место Дмитрию Баге. Вот тут непонятно. Впрочем, как и в эпизоде с заменой Сергея Кривца. Самый бьющий игрок БАТЭ сел на скамейку в тот момент, когда команде требовалось отыгрываться.
В первом тайме гости чувствовали себя довольно комфортно и могли повести в счете. Бага пробивал со штрафного, но мяч после сейва Артура Котенко встретился с перекладиной. А потом случился перерыв. Как показалось, по озверевшему «Шахтеру» образца первых минут второй половины, в паузе Боровский занимался с игроками отнюдь не умиротворяющей медитацией, а позволил себе бодрый речитатив.
Тренер действительно классно провел перерывную работу. Ведь когда команда хорошо заряжена, мастерство соперника, тактика и стратегия становятся по боку. Плюс солигорским заведенным ребятам в момент пика из активности еще и повезло. Тогда как раз случилась 49 минута.
Вообще, Юревич доигрался до звания man of the match всего за несколько минут. У БАТЭ был хороший момент, чтобы быстро восстановить равенство в счете, но удару Володько из классной позиции помешал его недавний одноклубник. Описанные случайный гол и не реализованный момент переломали ходу игры хребет.
После «Шахтер» успокоился и заставил БАТЭ ошибиться. Произошла красная карточка Эдгара Олехновича.
Отцов у этого удаления два. Первый – снова-таки Малиньш. Партнер покатил латышу мяч не под рабочую правую ногу. В итоге его пришлось выбить за боковую линию поля. Возник пожар. Второй – Гайдучик. Виталий, как Ленин перед домом правительства, памятником стоял на месте, пока солигорчане вводили мяч, и пустил за спину Сергея Балановича, который отдавал передачу Старогородскому на пустые ворота. Это был не день БАТЭ.
Исполняя пенальти, Осипенко показал, как это делать не надо. Несмотря на ошибку Дмитрия, его партнеры не стали нервничать и довольно спокойно принялись разыгрывать большинство, в чем в итоге преуспели.
На выходе получился очень нетипичный для Беларуси футбол с расколбасным вторым таймом. Удаление, нереализованный пенальти, пара каких-то мистических ляпов и поражение фаворита – полный фарш, замешанный на персональном горе Малиньша.
Латыша искренне жаль. Молодцы те борисовские игроки, которые принялись успокаивать его по завершении матча. Это не только командный этикет, но и крайне важная терапевтическая мера. Тем более, говорят, Герман – хороший парень.
Правда, к профессии это имеет мало отношения. Тренерский штаб БАТЭ оказался в некомфортной ситуации выбора между Артемом Сарокой с нулем матчей в высшей лиге, не до конца здоровым Сергеем Черником, изгнанным в дубль Андреем Горбуновым и Германом Малиньшем с психотравмой. Как минимум одна новая тема для коротания межтуровой паузы у нас есть.
Она дополнит актуальное ныне обсуждение. На заре сезона мало кому понятно, что светит нынешнему БАТЭ. Ведь для глобальных выводов материала пока очень мало. Хотя что-то подобное уже происходило пару лет назад, когда борисовская команда последовательно уступила «Гомелю» в суперкубковом противостоянии и «Минску» в первом туре чемпионата.
tribuna.com