В феврале сего года на территории первого рудоуправления среди рабочего коллектива были распространены печатные листовки под боевым названием в стиле гражданской войны и революционных событий «внимание МОЛНИЯ внимание».
Содержанием текста данных листовок Вы, уважаемые читатели, можете «наслаждаться», глядя на экраны своих мониторов.
Многие работники, ознакомившиеся с такого рода сообщением, пребывали в некотором недоумении от прочитанного. Среди таковых оказался и Ваш покорный слуга – Александр М. На основании данного решения создаётся прецедент того, что каждого работника первого рудоуправления за любого рода административное правонарушение могут лишить возможности карьерного роста и профессионального продвижения, судя по всему, на неопределённый срок.
Немного переосмыслив текст я вспомнил о том, что это уже далеко не первый «выкидон» представителей администрации первого рудоуправления во главе с его директором. Я практически сразу же вспомнил о том, как буквально пару лет тому назад администрация какими-то жёсткими мерами, без привлечения соответствующих государственных служб и органов, собиралась бороться с торговлей на территории первого рудоуправления. Под торговцами подразумевались, конечно же, люди, периодически посещающие территорию наших западных соседей - Польши и Литвы - и привозящие оттуда товар на перепродажу. Чем они не устроили именно администрацию, для меня осталось большой загадкой. О последствиях данной кампании могу только предположить, что закончилась она ничем. Затем была проведена кампания под названием «Здай своего коллегу», сутью которой была возможность сообщить представителям администрации о фактах краж, хищений и распития спиртных напитков на территории предприятия простыми рабочими. Анонимность и вознаграждение при этом гарантировалось. Кульминацией «инновационных» идей такого рода явилось внутреннее распоряжение, касающееся исключительно границ первого рудоуправления, об обязательном отчислении денежных средств на строительство Христорождественского собора в городе Солигорске. При этом отчисляемая сумма не должна была быть менее оговорённой и прописанной в вышеупомянутом распоряжении. Однако данный маразм долго не продлился. Фотография распоряжения была выложена в интернете, а руководителю первого рудоуправления на одной из планёрок было вынесено предупреждение с угрозой увольнения из уст самого генерального директора ОАО «Беларуськалий» господина Кириенко.
Что же касается обсуждаемого в настоящий момент решения, так называемого оперативного совещания при директоре первого рудоуправления, то возникает масса вопросов по поводу законности принятия оного. На основании каких таких нормативно-правовых актов данное решение было принято? Если администрация первого рудоуправления во главе с его директором ссылается на пункты коллективного договора, периодическим принятием и функционированием которого так гордятся оба профсоюза нашего предприятия, то могу администрацию в этом плане немного просветить.
Людям, очень далёким от юриспруденции и правовой сферы нашей жизни, хотелось бы в первую очередь сказать о том, что коллективный договор является основным локальным нормативно-правовым актом в системе трудовых взаимоотношений между работниками и нанимателем в рамках только ОАО «Беларуськалий». Коллективный договор для «Беларуськалия» можно сравнить, по сути, с Трудовым кодексом, действующим в рамках всей Беларуси. Именно по этому если какие-то решения какой-то там администрации противоречат пунктам коллективного договора, то данные решения являются недействительными.
Согласно п.2.6 коллективного договора не допускается лишение премий и вознаграждений за нарушения, не связанные с трудовыми обязанностями работника. И речь в данном случае идёт только лишь о премиях и вознаграждениях. Однако растущая криминогенная обстановка и многочисленные случаи управления личными автотранспортными средствами в состоянии алкогольного и наркотического опьянения работниками «Беларуськалия» заставили внести некоторые поправки и корректировки в коллективный договор во время последнего его принятия, что тоже, в свою очередь, вызывает множество вопросов, поскольку данного рода правонарушения совершаются работниками не в момент исполнения своих трудовых и служебных обязанностей, а в свободное, так сказать, от работы время. Борьбой с такого рода антиобщественными проявлениями должны заниматься правоохранительные органы, а не администрация предприятий. Но не об этом речь. Согласно вновь внесённым пп.4.34.2; 6.2; и 6.9.5 за данного рода правонарушения полагаются: лишение увеличения выплат по вознаграждениям за выслугу лет и премиальных выплат, лишение социальных льгот и гарантий, предусмотренных пунктами 6.1 и 6.3 настоящего коллективного договора (присуждение почётных званий «Ветеран труда», «Заслуженный ветеран труда», награждение почётной грамотой, выплата денежной премии, вручение ценного подарка, поощрения к праздничному дню 8 Марта (Дню женщин) подарками), а также отказ в выплате материальной помощи на оздоровление. Ни о каком отказе в предоставлении возможности повысить квалификацию или отказе в продвижении по службе или в повышении разряда ничего не написано, а, следовательно, не может идти и речи. При этом данные виды материальных наказаний могут применяться только в течение 12-ти месяцев с момента вынесения решения по уголовному или административному производству и только лишь уполномоченным на это государственным органом. Судя по интонации «молнии» люди будут таким образом наказаны на всю оставшуюся жизнь. Так же хотелось бы обратить внимание на то, что лишать человека права занимать определённые должности согласно законодательству Республики Беларусь может только суд или должностные лица из состава органов государственной власти, наделённые правом принятия такого рода решений согласно процессуальным нормам административного и уголовного законодательства Республики Беларусь. Оперативное совещание при директоре первого рудоуправления к такого рода органам пока не относится. Оно вообще не относится к органам государственной власти! Необходимо ещё упомянуть и то, что данного рода решения противоречат п.5.8 Ваших персональных трудовых контрактов и ст.11 ТК РБ, в которых чёрным по белому прописано, что работники имеют право на невмешательство в частную жизнь и уважение личного достоинства.
Кроме всего прочего хочу напомнить дорогим участникам данного оперативного совещания, а в особенности директору первого рудоуправления, о том, что в нашей стране есть основной закон – Конституция Республики Беларусь, согласно ст.23 которой: «Ограничение ПРАВ и СВОБОД ЛИЧНОСТИ допускается только в случаях, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОМ, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону». Иными словами, ограничения прав и свобод личности в нашем, пока ещё вроде бы, правовом государстве, не является компетенцией оперативного совещания при директоре первого рудоуправления, а относится к правовому полю деятельности высших государственных органов при введении в стране особого положения – чрезвычайного положения и т. п.. Выносятся в обязательном порядке на обсуждение в парламенте и принимаются в качестве закона. Это общемировая практика правовых государств. Согласно ст.28 всё той же Конституции Республики Беларусь: «Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство». Следовательно, решения данного характера, противоречащие законодательству нашей страны, могут быть оспорены в органах, уполномоченных рассматривать данного рода обращения: суд, СК РБ, прокуратура – вплоть до Конституционного Суда РБ, поскольку налицо явные нарушения конституционных норм. Так же в данном контексте следует упомянуть и ст.53 согласно которой: «Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц». Так что принятое решение каким-то там оперативным совещанием, да и ещё при директоре первого рудоуправления является, скорее всего, предметом для проведения прокурорской проверки на предмет противоречия не только законодательству Республики Беларусь, но и её Конституции. С уверенностью могу сказать, что данное обращение в ближайшем будущем будет направлено в соответствующие органы и о результатах проведённой проверки Вы, дорогие читатели, будете осведомлены.
Директору же первого рудоуправления, в связи с принятием такого рода радикальных решений, многими представителями НПГ и просто непонимающими должностными лицами были неоднократно заданы вопросы по факту данного самоуправства, на что руководитель 1РУ отвечал следующее: «Пока я здесь директор, мне решать!». Вот и получается, что первое рудоуправление можно отнести к особому территориальному анклаву – вроде бы как к Автономной Республике, не подчиняющейся абсолютно никаким законам Республики Беларусь. Оперативное совещание при директоре первого рудоуправления в одном лице и парламент, и правительство, и следственный комитет, и суд, и даже, наверное, ПРЕЗИДЕНТ.
Мне очень трудно судить о том, что является основной мотивацией для директора первого рудоуправления при принятии такого рода решений, но хотелось бы посоветовать данную спесь немного поубавить и не перегибать палку, иначе в конечном итоге это может закончиться, мягко говоря, не очень хорошо. Ответственность за излишнюю и чрезмерную инициативу античеловечного характера догоняет людей через годы и заставляет таки нести ответственность. Не стоит думать о том, что если сегодня о законность в нашей стране вытирают ноги все кому не лень, включая и самих сотрудников правоохранительных органов, то завтра этого может и не повториться, и события в Украине являются свидетельством этому. Я бы уже сегодня посоветовал особо приближённым к «государственной кормушке» задумываться о содержании и целесообразности принимаемых решений и выдвигаемых инициатив, поскольку всё, что имеет начало, имеет и конец, и каждому успеет воздаться по их деяниям ещё в этом мире.
Людям же попавшим в данные списки могу только посоветовать попробовать побороться за свои права, а то как-то не очень удобно в двадцать первом веке, находясь в центре Европы, ощущать себя бесправным и безмолвным рабом на основании решения какого-то там оперативного совещания, да и ещё при ДИРЕКТОРЕ первого рудоуправления. И не стоит надеется на то, что завтра это не коснётся и всех Вас, дорогие читатели, поскольку уже сегодня эти люди рассматривают правила дорожного движения и общественный порядок, как составные элементы общей дисциплины за нарушение которых, исходя из их точки зрения и логики, они могут Вас «самым жэстачайшым образом» наказать. А послезавтра они придут к Вам домой и будут учить Вас, как жить и воспитывать Ваших детей!
Очевидно одно – до подобия Северной Кореи осталось совсем немного...
С надеждой на свободное будущее, Александр М., saligorsk.org