Водители предпочитают нарушать правила, чем платить сбор за авто.
С 1 января в Беларуси введена госпошлина за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Белорусы выбирают: отказаться от машины или нарушать правила, передает Deutsche Welle.
В канун Нового года на всех станциях диагностики госпредприятия «Белтехосмотр» наблюдался небывалый ажиотаж.
В декабре было выдано 199 тысяч диагностических карт, что на 85
процентов больше, чем обычно. Пик пришелся на период после 16 декабря,
когда «депутаты» «палаты представителей» одобрили во втором чтении законопроект о введении нового налогового сбора - госпошлины за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.
Автовладельцы,
желая отсрочить на год уплату сбора в размере от 3 до 10 базовых
величин (в зависимости от массы автомобиля), решили пройти техосмотр
внепланово. Те, кто не успел, уже через месяц после нововведения
подсчитывают, во что им обойдется владение автомобилем, и решают, как
вести себя дальше.
Бедные станут беднее
«Бедные станут еще беднее», - такой вывод делает могилевский пенсионер Николай Залозный,
подсчитав, сколько ему придется заплатить за допуск к дорожному
движению его тридцатилетнего Volkswagen Passat. Эту старую, но очень
надежную машину он купил пять лет назад всего за 800 евро, чтобы ездить в
родную деревню, что в 70 километрах от Могилева. Летом раз в неделю
Залозный выезжает навестить родительский дом и собирать грибы или ягоды,
зимой заводит мотор только в случае крайней необходимости.
Белорусские
пенсионеры, указывает Залозный, очень законопослушны, но сейчас они
поставлены перед дилеммой: платить или не платить госпошлину. В
последнем случае придется или отказаться от машины, или стать
нарушителем. Ведь у старых машин, объясняет могилевский пенсионер,
максимальная масса, как правило, превышает полторы тонны.
Значит,
нужно будет заплатить пять базовых величин, что сегодня составляет 650
тысяч рублей (50 евро в пересчете), плюс 15 евро за сам техосмотр, а
подорожавшие с 1 января жилищно-коммунальные услуги заберут еще, как
минимум, 20 евро. «И как быть при средней пенсии в 180 евро?» - задает риторический вопрос Николай Залозный.
У
пенсионеров нет денег на уплату сбора, и они надеются, что власти
введут для них льготы. Ведь по Могилеву, отмечает Залозный, уже ездит
два десятка автомобилей Hummer стоимостью от 30 тысяч евро и весом в 3,5
тонны, для владельцев которых заплатить 10 базовых величин налога не
составит труда. Пусть бы и платили богатые люди, предлагает пенсионер.
Казна пуста
Автор интернет-ресурса, посвященного правовой грамотности водителей, Александр Хамратов
видит еще одну категорию автолюбителей, права которых будут ущемлены
после начала действия нового сбора. Речь идет о водителях, которые
выезжают на дорогу только, когда нет снега. В Могилеве, отмечает он,
зима длится четыре месяца. Помесячной оплаты сбора не предусмотрено,
значит, треть суммы такие сезонные автолюбители будут платить впустую. А
их, по оценке Хамратова, не менее 15 процентов от общего числа
автовладельцев, и если по статистике в прошлом году в собственности у
белорусов находилось 2 774 832 автомобиля, то масштаб проблемы очевиден.
Введением
госпошлины недовольны абсолютно все, уверен лидер Могилевской областной
организации оппозиционной Объединенной гражданской партии (ОГП) Владимир Шанцев, который еще на стадии подготовки законопроекта занялся сбором подписей против его принятия.
Граждане
подписываются охотно, утверждает политик, но удивляются, что в
подписных листах содержится требование об отставке правительства. Шанцев
объясняет им, что смысл введения нового автопобора очевиден: власти
срочно ищут новые источники пополнения бюджета. Значит, это промах
правительства. С 1 января, поясняет Шанцев, реконструированная недавно
трасса М4 Минск-Могилев стала платной. Кроме того, сбор за пользование
дорогами заложен в акцизе на бензин. Получается, что после уплаты нового
сбора могилевчане трижды заплатят за проезд по дороге, качество которой
вряд ли улучшится.
Протесты и репрессии
Вызывает
удивление у лидера областной организации ОГП и то, насколько быстро был
принят новый закон. О введении автосбора премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович впервые высказался 22 ноября, и меньше чем через месяц депутаты проголосовали за закон во всех чтениях.
К тому же власти, напомнил Шанцев, жестко подавляют любые формы протеста. В канун Нового года недовольные введением сбора белорусы в социальных сетях призвали к проведению по всей стране акций «Стоп-налог». В Могилеве милиционеры посчитали организатором протеста 23-летнего активиста ОГП Антона Косцова и пришли к нему с обыском, в ходе которого был конфискован компьютер.
Когда
же активист пришел в райотдел, чтобы разобраться в происшедшем, его
арестовали на трое суток за нарушение порядка организации и проведения
массового мероприятия. Это решение Антон Косцов опротестовывает до сих
пор.
Не будут платить?
В январе могилевские станции
автомобильной диагностики были пусты. Житель одной из деревень
Могилевского района Алексей объясняет это тем, что техосмотр пока
проходят машины, которые были недавно переоформлены в ГАИ или хотят
выехать за пределы страны. Он считает, что далее платить сбор и
проходить диагностику будут только владельцы дорогих автомобилей в
больших городах.
Примерно пятая часть всех автовладельцев, по
оценке Алексея, и раньше предпочитала не проходить техосмотр. Особенно
остро это ощущается в глубинке. Сам Алексей числится безработным и
занимается поиском и продажей металлолома. Ездить приходится много, в
этом его выручают старые советские «Жигули», устройство и
техобслуживание которых ему знакому еще со школы. Из двух машин общей
стоимостью не более 500 евро он собирает одну, на которой ездит, а
ненужные запчасти продает на металлолом. О техосмотре и речи не идет,
ведь даже части кузова его машины отличаются по цвету.
Техосмотр,
объясняет Алексей, стоит 175 тысяч рублей, а минимальный штраф за его
отсутствие - 65 тысяч, то есть почти втрое меньше. Понимая, видимо, что
справиться с потоком нарушителей в будущем не удастся, власти не
решились ужесточать наказание за это нарушение, хотя это и было
изначально предусмотрено. А дополнительным побором, заставляет Алексей,
власти заставляет еще большее количество водителей задуматься о том, что
сознательное нарушение правил часто обходится дешевле, чем их
соблюдение.
charter97.org