Мы в стороне от оживленных магистралей, на задворках Солигорского
района. Вокруг населенные пункты с названиями, которым место в
Белорусской советской энциклопедии: Товарищи, Комсомолец, Прогресс.
Загадка, но советизация, былая и нынешняя, не достигла здесь своей цели,
а только прошлась по верхам. В глухих деревеньках, не удостоенных ныне и
титула агрогородков, все еще осталось что-то естественное и самобытное.
Не гламурно-кичливое и не приторно-сладкое, как чизкейк. Не
силиконовое, не попсовое, а поэтому нищее и голодное. То, что здесь
каким-то чудом выжило, называют высокопарно — культурой страны.
17:00, к ДК подходят люди, молодые и старые. Веселой гурьбой они
вваливаются в небольшое здание с деревянным скрипящим полом.
Осматриваемся по сторонам.
Белорусское учреждение культуры даже в глубинке оформлено
классически. Всякий сюда входящий знает, что новый губернатор Минской
области — Шапиро и что у него бывают приемные дни. Что в клубе работают
кружок сольного пения и кружок «Умелые ручки». Что на 2014-й у ДК есть
план — провести огонек ко Дню социального работника и литературный вечер
«Татьянин милый идеал»… Но сегодня Осово избавит себя от формальной
официальности. Сегодня, обещают нам, деревня вернется в язычество.
В руках у людей, входящих в ДК, маски, палки, платки, игрушечная
коза. Обряд «Щедрец» в канун старого Нового года проводят здесь с давних
времен. Теперь за него в ответе фольклорный коллектив «Палескія
крыніцы».
— Обряд родился в соседней деревне Рог, — вводит в курс дела заведующая ДК Валентина Теляк. — Появился
он еще до революции. Как и почему, никто уже не помнит. Из года в год
старейшины одевали маски и ходили по деревне. Дед-предок в уникальной
маске из бересты, которой больше нет нигде в стране. С ним
баба-засевальница, коза, конь и журавль. Начинали с востока, заходили во
все хаты, кроме тех, в которые недавно заглянула смерть. Пели, плясали,
колядовали. А люди колядовщиков ждали, включали свет, открывали двери.
Потом деревня Рог опустела, молодежь оттуда разъехалась. Обряд стали
проводить в Осово. В 2009-м «Щедрецу» присвоили статус
историко-культурной ценности.
Осово когда-то было центром колхоза, а потом контору отсюда перевели.
Закрыли школу, переформатировав в оздоровительный лагерь. Наверное, и
Дом культуры оптимизировали бы, но пока не рискуют у народа эту отдушину
забирать.
— Какие у нас расходы? Мы никому не мешаем, — считает Валентина Теляк. — Затрат нет почти. Вот только шторы выдали. А все остальное сами содержим.
На лавке у бордовых казенных штор уселся гармонист в камуфляжных штанах. У него грустные глаза, но песня льется бойкая.
— Хо-па! Хо-па! Веселей, девчаты! — зычно командует старуха, держащая на руках куклу. И девчата бросаются в пляс.
Это местные школьницы, тоже участницы музыкального коллектива. Некоторые учатся в 11-м классе. Поют, танцуют, вышивают…
— Вот кому-то с невестами повезет! — шутит мужчина, который будет сегодня исполнять роль деда-предка.
— Так ведь и вправду повезет, — соглашаемся мы.
Девушки, будто героини старомодных романов, убегают, стыдливо потупив глазки.
Пора выходить. Процессия, пританцовывая, летит по затемненным улицам
деревни. Первая хата, в которой на веранде горит свет. Принимай гостей,
хозяин. Наливай!
Здесь уже накрыли стол, не жалеют угощения для оравы незнакомцев.
— Лет 30 в Осово живу, и каждый раз мы веселимся в Щедрый вечер, — говорит раскрасневшийся глава семьи Иван Березовский. — Не сведется здесь этот обычай. Он у нас в крови, в корнях.
— Пенсия 5 млн на двоих, дети и внучки, все у нас есть. Что еще больше надо? — рассказывает девочке с диктофоном его жена.
А дед с бабкой, конь с журавлем держат путь к новой хате. Старенькая
Audi припорошена снегом, в сенцах — газовая плита, на сковороде —
топленое сало, на скамейке — испуганный кот.
— Ці дома, дома сам пан-гаспадар? Святы вечор, святы Васілёк!
Толпа людей заползает в дом.
— Гляди, лук! — визжат столичные девочки-блогерши, начиная что-то фотографировать в коридоре.
А колядовщики уже играют в свою любимую игру. Просят хозяев дать коню
овса, козу накормить, а журавля напоить. Дед стучит посохом по потолку,
намекая на «клад».
Дары получены, песни спеты — спасибо и вам, хозяева, за хлеб-соль! Умеете вы веселиться на славу. Молодцы!
А вот в следующей хате за столом никто не сидит. И еще в одной тоже пусто.
— Спасибо, деточки, не до праздников нам, — говорят хозяева,
но тоже отдают «щедровальникам» и положенную бутылку, и снедь.
Улыбаются как бы виновато, что богатое угощение не подготовили. Ничего
страшного. Сегодня эта деревня — как большая семья, и каждый здесь
понимает другого с полуслова.
— Так, стали строем, идем красиво, фотографы — не шуметь и не мешать телевидению! — слышим чью-то команду, рвущую теплую ткань искренности. Снимать картинку о счастливом празднике приехало БТ.
…8 часов, а Осово уже спит. Долго-долго идем по улице, нет света в окнах. «Добрый вечер! Щедрый вечер»,
— несется по деревне. А в ответ тишина. Вот здесь жила баба Таня, а там
баба Зина. Теперь их нет, умерли. Дома стоят пустые, холодные,
ненужные.
Деревня сужается, мельчает, медленно исчезает. Все тяжелее колядовщикам найти хату, где их ждут.
«Щедрый вечер! Добрый вечер!» — тем не менее, повторяет, как
заклинание, заведующая осовским ДК. Она убеждена: обряд как основа
здешней самобытной культуры все равно будет жить.
— Разъедутся наши девочки? Съедет вообще вся молодежь? Ничего, мы все возьмем на себя. Мы еще не старые, — говорит на прощание Валентина Теляк.
Наяривает на гармошке осовский гармонист, звенит колокольчиком
дед-предок, заводят «цыганочку» бабушки-песнярки. Шумная процессия
носителей уходящей белорусской культуры скрывается за поворотом, и улицу
быстро окутывает тишина.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by