Обосновывая введение госпошлины с владельцев транспортных средств,
министр финансов Андрей Харковец заявил, что готов аргументировать свою
позицию, представив общественности ставки госпошлины или аналогичных ей
платежей в соседних государствах.
Однако деньги на строительство и ремонт дорог с белорусских
автолюбителей собирают давно и постоянно. Сейчас их просто хотят
заплатить за одно и то же по второму разу. Смотрите сами.
История вопроса такова. Как сообщает БЕЛТА,
в Беларуси до 2008 года существовал Дорожный фонд, который формировался
за счет поступлений от взимания налога с юридических лиц в размере 1%
от выручки и 20% поступлений от взимания акциза на нефтепродукты.
С августа 2008 года отдельный Дорожный фонд был упразднен, а оборотный
налог отменен в качестве одной из мер оптимизации налоговой нагрузки,
что положительно сказалось на себестоимости продукции, товаров и услуг.
При этом финансирование дорог предполагалось осуществлять за счет
отчислений из консолидированного бюджета, сохранив прежний объем
финансирования исходя из установленных нормативов. Планировалось также
сохранить целевую направленность использования поступлений от взимания акциза на автомобильное топливо. Однако на практике выделение средств существенно сократилось.
Итак, Дорожный фонд ликвидировали, но акциз-то никто не отменял.
Ценники на автозаправочных станциях ни в 2008 году, ни позднее в сторону
понижения не менялись. То есть правительство продолжало собирать деньги
с владельцев транспортных средств (акциз заложен в цену бензина и
дизтоплива), но использовало его не на дороги, а по собственному
усмотрению.
В результате, как выразился министр транспорта Анатолий Сивак,
«начались недоремонты». Уже в 2010 году начальник управления
департамента «Белавтодор» Александр Головнев сообщил, что «объем ремонта
сократился более чем в 100 раз». Тогда же специалист прогнозировал, что
«через 3-4 года мы получим катастрофическое состояние дорожной сети».
В 2013 году власти спохватились. Было бы логично исправить
собственную ошибку и направить на ремонт дорог средства, полученные от
взимания акциза на автомобильное топливо. Экономист Леонид Заико в
беседе с «Еврорадио» привел такой факт: сырую нефть для внутреннего
потребления Беларусь покупает за 380 долларов за тонну (это
приблизительно 3500 за литр). По мнению эксперта, собственно топливо не
должно стоить дороже 5000. Все остальное в цене бензина – это налоги. То
есть бюджет получает очень приличную сумму.
Но зачем использовать эти деньги на ремонт дорог, если можно стрясти
еще полтора триллиона рублей (оценка Минфина) с населения? И власти
решили ввести новую госпошлину.
– Формулировка «за допуск к участию в дорожном движении», я считаю,
какая-то надуманная, – сказал БЕЛТА председатель правления РОО
«Белорусский союз транспортников» Владимир Сосновский. – Получается, что
я свои гражданские права должен еще у государства выкупить. На самом
деле мне не надо их выкупать, они даны мне конституцией.
Кстати, это общественное объединение проводило исследование, которое
показало, что большинство стран, в том числе Европейского союза,
закладывают такие сборы в акцизы на топливо.
Но Минфин считает по-своему. Харковец утверждает: «Если вложить этот сбор в цену бензина,
топливо бы стоило, как в России и Украине или даже выше. Все
приграничье заправлялось бы в России, транзит перестал бы идти мимо
нас».
К сведению министра: белорусские цены на бензин уже обогнали российские. В том числе благодаря повышению акцизов на топливо, которые в августе увеличились на 45-70% и еще больше вырастут в 2014 году.
А про то, что этот сбор уже включен в цену бензина, знают даже депутаты. Так, член палаты представителей Леонид Ковалевич напомнил (цитируется по «Белгазете»), что автовладельцы «уже сегодня уплачивают этот налог – он входит в стоимость топлива».
Но это обстоятельство игнорируют и правительство, и Александр
Лукашенко, по чьей инициативе была введена госпошлина. Очень деньги
нужны на латание дыр в «уникальной экономической модели». При этом никто из чиновников даже не подумал отчитаться, куда пошли деньги, которые все эти годы собирали с владельцев транспортных средств на ремонт дорог через акциз на топливо.
Власти не стесняются залезть в кошелек населения, которое воспринимает новые поборы молча. Немой платит дважды.