Не для кого, не является секретом, что в настоящее время
«Беларуськалий» оказался в очень сложном положении, и все мы, рядовые
его работники и просто жители города Солигорска, прекрасно осознаём, с
чем это связано.
Для того, чтобы каким-то образом выйти из сложившегося тяжёлого
экономического положения, руководством предприятия было принято решение о
поочерёдной работе Рудоуправлений и об отправке работников периодически
простаивающих производственных мощностей на всё те же пресловутые две
третих, в целях жёсткой экономии денежных средств, затрачиваемых на
выплату заработной платы работникам «Беларуськалия». Мера эта вполне
оправдана и понятна большинству представителей трудового коллектива и
данные мероприятия, судя по всему, должны были бы вызвать значительную
экономию финансовых фондов нашего предприятия, но не тут-то было.
Вот Вам, дорогие читатели, пример того как, зарабатываемые Вами
деньги, расходуются руководством ОАО «Беларуськалий» именно в то время,
когда Вы находитесь в вынужденном отдыхе по указке администрации, а не
по собственному желанию, как это преподносилось некоторыми
руководителями НПГ и «Белхимпрофсоюза».
В качестве примера послужит первое Рудоуправление, которое в
последнее время выбилось в передовики по параметрам технического
переоснащения и модернизации. Именно в самый сложный момент, когда люди
только-только смирились с тем, что, вынуждены, будут принудительно
выходить на две третих, администрацией Рудоуправления, конечно же, при
посредничестве службы материально-технического обеспечения
«Беларуськалия» и при поддержке его высшего руководства, были закуплены,
смонтированы и подключены мониторы внушительных размеров в количестве
четырнадцати штук. Установлены они в трёх отделениях – реагентном
отделении, грануляции и главном корпусе, при этом сами работники очень
сомневаются в целесообразности и надобности их наличия.
Как заметно из снимков, управление технологическим процессом
осуществляется с помощью обычных компьютерных мониторов и мыши, а
вышеупомянутые мониторы являются лишь дублёрами информации и управление
с их помощью не осуществляется.
Теперь же перейдём к самому главному – экономическим подсчётам
данного проекта. Основываясь на словах специалистов, курировавших
вопросы монтажа и подключения данных мониторов, стоимость одного
составляет около 55 000 000 белорусских рублей, а, следовательно, путём
довольно нехитрых арифметических подсчётов стоимость всего проекта
только на первом Рудоуправлении составила приблизительно около 770 000
000 всё тех же белорусских рублей. Замечу, что эти цифры касаются только
первого Рудоуправления, поскольку неизвестным остаётся вопрос о том,
была ли данная программа технической модернизации внедрена и на
остальных промышленных объектах «Беларуськалия», а это как Вы понимаете
ещё пять Рудоуправлений.
Немаловажным и не менее загадочным фактом в данной истории остаётся и
то, что, несмотря на функционирование в республике программы
импортозамещения и на наличие в окрестностях столицы так называемого
парка высоких технологий – мониторы оказались продуктом промышленности
США.
Данная вакханалия, а иначе сложившуюся ситуацию никак по-другому не
назовёшь, осуществляется на фоне того, что работники из состава
ремонтного персонала, не могут по полгода получить элементарного
инструмента, для осуществления своих трудовых обязанностей. К этому
инструменту, как не смешно это звучит, относятся рожковые и накидные
ключи, пассатижи, кусачи, отвёртки, указатели напряжения и т. д.. Но
ведь зато есть такие мониторы! А если же, данный инструмент всё-таки
поступает на производство, то к его качеству у простых рабочих
появляется много претензий. При всём этом, достаточно сложно объяснить
простому трудовому человеку, пытающемуся поднять из раза в раз данный
вопрос на очередном рабочем собрании, то, что данная проблема является
отрицательным последствием своеобразной кормушки и способа пополнения
своего личного бюджета для ряда отдельных управленцев «Беларуськалия»,
именно за счёт откатов в системе закупок. Когда пахнет большими
деньгами, о комфорте, здоровье и безопасности простого рабочего как-то
сразу же забываешь.
Вот Вам ещё одна показательная история. Долгое время рабочие ООиХХ
СОФ 1РУ (отделения отвалов и хвостового хозяйства – попросту солеотвала)
добивались выдачи автотранспортного средства повышенной проходимости
для нужд исключительно этого отделения. Кто является работником данного
отделения, тот поймёт необходимость наличия такого транспорта. Около
пяти лет длились мытарства профсоюзных активистов по данному вопросу.
Проблема была вынесена на самый высокий уровень ещё тогда объединения.
Руководство СОФ и Рудоуправления ссылалось на недостаточность
финансирования, а когда же денежные средства всё же были найдены, то уже
условия тендера не позволяли произвести закупку необходимой машины. За
весь этот период руководством был рассмотрен вариант закупки
модернизированной под гражданские условия боевой машины пехоты. Затем
было закуплено несколько «МАЗов», но почему-то в Казахстане.
Целесообразность их использования в условиях солеотвала практически
сразу же попала под сомнение – расход данной чудо-техники составлял
пятьдесят литров бензина на сто километров. Но небеса разверглись,
воцарилось просветление и машина всё же, была куплена, но вот только
какая? Самым проходимым в мире автомобилем оказался простой «УАЗ», особо
не отличающийся качеством сборки и надёжностью.
Но и этот автомобиль вскоре был отдан на нужды работников другого
отделения. В данном случае можно было бы в качестве оправдания
руководства предприятия упомянуть и об экономии бюджета и об отказе от
расточительства и дополнительных трат, если бы не одно «но». Именно за
весь период времени в течение которого длились мытарства, связанные с
закупкой вышеупомянутого «вездехода», было осуществлено переоснащение
автопарка микроавтобусов ОАО «Беларуськалий», предназначенных для
высокого начальства. Автомобили марки «Volkswagen Caravella T4» и
«Volksvagen Multivan» были заменены на автомобили аналогичной марки, но
уже обновлённого модельного ряда «T5».
Учитывая то, что стоимость нового
такого автомобиля колеблется в пределах от 60 000 до 70 000 EUR, в
зависимости от комплектации, а общее количество закупленных автомобилей
составляет несколько экземпляров, то можете себе представить какая сумма
была потрачена окончательно. При этом знающие люди не забудут упомянуть
и о том, что машины, приобретаемые в автосалоне, в обязательном порядке
ставятся на гарантированное обслуживание и на программу страхования
«Автокаско», а это стоит значительных денежных затрат, возлагаемых, в
данном случае, на бюджет предприятия. Итог абсолютно прост – руководство
катается на новых, комфортных, западных авто из салона, а простые
рабочие в жару и холод, в снег и дождь вынуждены передвигаться пешком
для текущего обслуживания и устранения аварийных ситуаций высоко в горах
солеотвала.
Отдельным и очень непонятным
вопросом остаётся привилегированное положение УМиТ ООО «Пассат» в сфере
оказания работ для ОАО «Беларуськалий» в качестве подрядчика. Обилию
оснащения различного рода техникой и дорогостоящим инструментом простых
рабочих «Пассата» остаётся только позавидовать. При этом вся
автомобильная и строительная техника данной подрядной организации
преимущественно российского или иностранного производства. В том, как же
всё-таки хорошо чувствуют себя сегодня начальники данной организации,
курирующие различного рода подрядные проекты, можно убедиться, подойдя с
тыльной стороны центрального офиса по улице пр. Мира №12. Вашему
вниманию будет представлен автопарк, состоящий из последних моделей
внедорожников мирового автопрома. Об общей стоимости данных машин,
наверное, стоит промолчать, поскольку автолюбителям и так всё ясно.
Ещё приблизительно с год тому
назад, когда дела у «Беларуськалия» шли в гору и о теперешних проблемах
никто даже и догадываться не мог, управленческой верхушке первого
Рудоуправления очень понравился опыт работы предприятий «Уралкалия».
Весь вопрос заключался в том, что на предприятиях «Уралкалия» существуют
только четыре дежурные смены, которые и выполняют весь технологический
процесс по добыче и производству калия. Ремонтом, монтажём и демонтажём
действующего и нового оборудования занимаются только подрядчики или
различного рода частные фирмы, а это как Вы понимаете, в условиях
функционирования коррупционной системы управления предприятием, является
идеальной схемой для выкачивания денежных потоков из государственного
предприятия и личного обогащения за счёт так называемых откатов.
Кампания по сокращению персонала вскоре забурлила, но от данной идеи в
настоящий момент пришлось отказаться, поскольку с «Уралкалием» мы теперь
враги и брать пример с него пока не прилично.
И напоследок, хотелось бы привести пример о том, как же всё-таки
руководство предприятия заботится о простых тружениках. С недавнего
времени на производственных объектах «Беларуськалия» на каждого
работника, занятого во вредных условиях труда, введена личная карточка
выдачи СИЗ (средств индивидуальной защиты). Это связано с тем, что в
последнее время увеличилось количество работников, уходящих на пенсию и
подающих, спустя некоторое время, заявление на наличие у них
профзаболевания. Это автоматически повышает пенсию практически в два
раза. Раньше эта сумма доплачивалась из республиканского пенсионного
фонда, но в настоящее время данный вид доплат возложен на бюджет
«Беларуськалия». В связи с этим, каждому работнику СИЗ выдаются под
личную роспись в данной карточке.
Во время прохождения ежегодной медицинской комиссии врачами будут
составлены списки работников, склонных к развитию у них профзаболеваний.
Данные списки передаются инспекторам по ТБ, а те в свою очередь
осуществляют рейды и пытаются выявить, у таковых работников, факты
неприменения ими СИЗ при выполнении работ. Несколько таких «залётов» и
работник оказывается уже в другом «чёрном списке», согласно которому он
уже никогда не получит заветной надбавки к пенсии при выявлении у него
профзаболевания. Вот и вся забота о простом человеке в нашем
«социально-ориентированном» государстве.
Александр М., saligorsk.org