Сотрудники Белорусской железной дороги (БЖД) жалуются на
урезание зарплат и перевод на четырехдневный режим работы. Одной из
причин этого является снижение количества грузоперевозок. Плохую службу
БЖД сыграла развязавшаяся белорусско-российская "калийная война".
О сложной финансовой ситуации сайту
charter97.org сообщил анонимный сотрудник Белорусской железной дороги ("
начиная с октября нас выгоняют за свой счет на 4 дня в месяц, однако снимают 1 миллион рублей зарплаты") и привел письмо главного экономиста БЖД, который рекомендует руководителям всех структурных подразделений "
принять
меры по обеспечению установленного задания по среднесписочной
численности и соотношения темпов роста производительности труда по
добавленной стоимости над темпами роста номинальной заработной платы". В частности, предлагается "
сократить в октябре-декабре затраты на оплату труда не менее чем на 10% по отношению к сентябрю 2013 года".
Кроме того, рекомендовано "
использовать
предоставление отпусков без сохранения заработной платы работникам
аппарата управления по желанию или с согласия работников, устанавливать
режим неполного рабочего времени или с разделением рабочего дня на части
в порядке, установленном законодательством о труде".
Руководителям всех структурных подразделений БЖД приказано обеспечить прирост выручки "
от
развития иных видов деятельности (ремонт подвижного состава,
погрузо-разгрузочные работы, другие виды высокодоходных работ, услуг)".
Основную
прибыль БЖД приносят экспортные грузоперевозки. Перевозки внутри
Беларуси (особенно пассажирские) являются убыточными. Согласно данным
Белстата, за январь-сентябрь грузоперевозки железнодорожным транспортом
Беларуси упали на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года до
103,29 млн тонн. Причем грузоперевозки в сентябре снизились по сравнению
с августом 2013 года на 5,4%.
Стоит отметить, что за
рассматриваемый период Беларусь снизила экспорт калийных и азотных
удобрений, а также нефтепродуктов на 10%. Снижение сбыта сказалось и на
доходах Белорусской железной дороги. Ранее на проблемы с расчетами
жаловались подрядчики БЖД. "
Мы
поставили продукцию с учетом оплаты через два месяца. Однако все сроки
вышли, а нам платят только крохи. Объясняют, что нет денег из-за
сложностей со сбытом калийных удобрений", - говорил руководитель частной компании, занимающейся поставками электротехнического оборудования.
Впрочем,
совсем недавно БЖД сообщила об увеличении в январе-сентябре экспорта
грузов по железной дороге в Россию и Казахстан на 15% к уровню
аналогичного периода прошлого года. Основными экспортными грузами в
данном сообщении являлись строительные грузы, цемент, нефтегрузы, черные
металлы.
Однако у этой истории есть другая сторона
медали. Напомним, что соглашением о регулировании доступа к услугам
железнодорожного транспорта, вступившим в силу с 1 января 2013 года,
Беларусь, Россия и Казахстан унифицировали тарифы на услуги
железнодорожного транспорта. В частности, были унифицированы тарифы на
экспорт, импорт и внутриреспубликанские перевозки и часть тарифа на
перевозки между странами Единого экономического пространства.
"
Унификация
далась нелегко для БЖД. Достаточно долго внутриреспубликанские тарифы
субсидировались Белорусской железной дорогой и были в 5-10 раз ниже
экспортно-импортных. После унификации экспортные тарифы снизились в
среднем на 14%, импортные - на 12,5%, внутриреспубликанские повысились в
2,5 раза. Это было своеобразным шоком для предприятий промышленности,
производящих низкостоимостные грузы", - заявил заместитель начальника службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности БЖД
Александр Евсюк
в ходе недавнего бизнес-форума "Стратегическое партнерство 1520:
Центральная и Восточная Европа". По его словам, повышение внутреннего
тарифа не вызвало большого оттока грузов к автоперевозчикам, сообщает
ПРАЙМ-ТАСС. "
Мы допускали, что часть перевозок на короткие
расстояния объективно должна уйти. Но автотранспорт не обладает таким
потенциалом, как железная дорога. Автотранспорт и речной транспорт не
взяли ту долю, которую могли взять. Но что касается перевозок
высокостоимостных грузов, более выгодной выходит перевозка
автотранспортом с учетом небольших расстояний - среднее расстояние при
перевозке грузов в Беларуси составляет 350 километров", - сказал Евсюк.
Оперативный комментарий в БЖД в воскресенье
TUT.BY получить не удалось.
Читать полностью: http://news.tut.by/economics/374166.html