В Солигорской детской школе искусств выступила минская группа
«Альтанка». В этот вечер они поразили слушателей песнями языческого и
раннехристианского периодов, исполненными на таких инструментах, как
мандолина, альт-домра и домра-контрабас.
Этой
красивой и мелодичной музыке с самого начала не хватало свеч на сцене. С
ними она была бы ещё волшебней, хотя под неё итак хотелось влюбиться
без памяти. Что интересно, такие инструменты, как мандолина и домбра,
воспринимались совершенно естественно, не коробя слух своим
диковинным звучанием.
Тысячелетней давности
На
акустической гитаре, двух мандолинах, барабанах и домбре музыканты
исполнили песни чуть ли не тысячелетнего возраста, которые они
самостоятельно выуживают из сборников белорусского фольклора. В
перерывах между песнями они рассказывали короткие истории композиций,
тем более что в некоторых текст был настолько старым, что понять его без
объяснения было почти невозможно.
К примеру, музыканты пояснили
текст полесской песни «Лыжкі-талеркі» про пару торговцев-ремесленников,
занимающихся изготовлением глиняной посуды. Они, поехав торговать,
выпили и перебили посуду, за что мужу крепко досталось от жены.
Исполнение же песни «Го-го-го Каза» в Солигорске назвали символичным,
так как, по словам музыкантов, она написала «ещё в те времена, когда
соль стоила дороже золота».
Домра-контрабас
Многих
слушателей особенно впечатлил инструмент домра-контрабас. Сам музыкант
рассказал, что он настолько редкий, что даже у мастеров, занимающихся
его изготовлением, нет точных, общих для всех размеров. Да и на вопрос,
сколько ещё таких инструментов в Беларуси, он затруднился ответить. К
слову, его домра была изготовлена в 1952 году.
Особенно радовала
слушателей вокалистка группы, которая ловко переходила с грудного
народного вокала на эстрадный, причём ещё успевая управляться с такими
инструментами, как мандолина, губная гармошка и ксилофон. Музыканты в
старинные песни вписывали элементы современных направлений, таких как
фанк, блюз и рок-н-ролл. В целом же получалось довольно-таки органично.
Дрожь по телу
Команда
исполнила «шлюбныя», «купальскія», «калядныя» песни и, само собой,
песни о неразделённой любви. А вот последняя, исполняемая лишь под
аккомпанемент хлопков музыкантов в три голоса народного многоголосия,
даже пустила дрожь по телу.
Ольга ЗИНГЕР, "Инфо-Курьер"