Причина – низкие заработки, плохая обеспеченность орудиями труда и… открытие в городе нескольких гипермаркетов.
Именно в эти новые большие магазины мечтают попасть на работу
многие из вышеназванной части трудового коллектива жилищного
коммунального хозяйства. Те, кому это уже удалось, распрощавшись с ЖКХ,
не скрывают своей радости.
- И в сравнение не идет, - говорит Валентина, бывшая работница ЖКХ, а ныне уборщица гипермаркета. – Нагрузка
намного меньше, всегда в помещении, механизация, хорошая спецодежда, в
достатке моющих средств. Зарплата у меня, считай, такая же, как в ЖКХ,
когда я тянула там почти две нормы.
Уборщица одного из солигорских домоуправлений Татьяна говорит, что мечтает перебраться на работу тоже в один из таких магазинов:
- Когда гипермаркеты открывались один за другим, и наши уборщицы
массово увольнялись, я поостереглась уходить без окончания контракта. А
по соглашению сторон меня не отпустили. Новый контракт с ЖКХ заключать
не буду, а этот скоро заканчивается.
Татьяна говорит, что в ЖКХ зарабатывает три миллиона рублей. Но это
притом, что зона обслуживания у нее семь подъездов, а по норме надо
четыре. Моющих средств, кроме соды и хлорки, на уборку подъездов не
выделяют, спецодежды тоже не дают, убирает в своих старых вещах, метлы
выдают столь редко, что уборщицы вынуждены покупать их на рынке за свои
деньги.
- Когда я устраивалась на работу семь лет назад, в нашем
домоуправлении было 50 уборщиц. Сейчас осталось 24. А за счет новостроек
количество домов увеличилось. Увольняться значительно чаще, чем раньше,
уборщицы начали два года назад после того, как руководство ввело нам
новые нормы обслуживания подъездов. До этого мы подметали подъезды
каждый день, один раз в неделю мыли.
По ее словам, по новым правилам теперь они должны делать сухую уборку
в подъезде только три раза в неделю. Соответственно заработок упал на
треть.
- Чтобы нагнать прежний уровень зарплаты, нужно было брать в
обслуживание дополнительные подъезды, а это значит, что трудиться за
прежние деньги уже пришлось значительно больше. Ведь помимо того, чтобы
подметать в новых подъездах, надо их мыть, убирать возле них, вывозить
мусор.
Интересуюсь, были ли нарекания со стороны жильцов домов после того,
как убирать в подъездах стали реже. Татьяна утверждает: жильцы
возмущаются этим до сих пор. Бывает, звонят в домоуправление, требуют
срочно прислать уборщицу, потому что в подъезде уже второй день грязь и
мусор. После такого звонка начальник посылает работницу убрать. И она
идет, хотя в этот день не обязана и ей за это не платят. Сама Татьяна
неоднократно слышала от жителей возмущение, что убирать стали реже, а в
жировках суммы, отписанные на техобслуживание, отнюдь не уменьшились.
- Пусть бы жители города написали коллективную жалобу властям,
потребовали ввести прежние нормы уборки, может, руководители города к
такой жалобе и отнеслись бы внимательно, - рассуждает Татьяна. – И
добавляет, что в ЖКХ упорно ходят слухи: в ближайшем будущем норма
уборки подъездов будет еще снижена – мыть подъезды станут раз в месяц,
подметать два раза в неделю.
В таком случае, по ее мнению, подъезды просто зарастут грязью. Или
жильцов будут призывать ибирать самим. Уборщицы, по ее словам, настроены
не вестись на уговоры начальства о неурочной уборке, коль такая
смехотворная норма уборки подъездов будет введена.