Собирая материалы по культуре и истории Солигорска, я много раз
слышал имя одного из руководителей отдела культуры горисполкома – Павла
Павловича Киселя.
Мои собеседники
характеризовали его как специалиста и активного человека, который мог
многое рассказать о становлении культурной сферы на Солигорщине. И было
очень жаль, что Павел Павлович давно живёт в Москве…
И вот в один из
мартовских дней я узнаю, что Павел Кисель приехал в Солигорск. Мой
звонок оказался удачным – мы договорились о встрече.
…Ему уже далеко
за семьдесят, но подвижность и приятная улыбка скрадывают возраст. Мы
усаживаемся в кресла, и я слушаю его неспешный рассказ о становлении
культуры в городе шахтёров, о судьбе человека, стоявшего у истоков
этого процесса.
Ситуация потребовала
Солигорск строился
быстро, был показательной стройкой. Сюда съезжалась молодёжь со всего
Советского Союза. В те времена редко какая стройка обходилась без
участия спецконтингента. Был он и в Солигорске.
Между комсомольцами и
бывшими осуждёнными часто вспыхивали «вой-ны» – от мелких стычек до
крупных массовых драк. Ситуацию нужно было исправлять.
В середине
1960-ых я жил в Борисове и возглавлял тамошний Дворец культуры. И вот
вызывают меня в Минский облисполком и сообщают, что я должен ехать в
Солигорск налаживать там культурную работу. Мол, ситуация того требует.
И я поехал. Меня назначили заведующим отделом культуры Солигорского
горисполкома. Несмотря на то что у меня имелся за плечами хороший опыт
работы – не только руководителем, но и режиссёром массовых
представлений, – мне было сложно. Дело в том, что в Солигорске не было
квалифицированных работников культуры. Все вышли из художественной
самодеятельности. Но это были патриоты своего дела! С ними предстояло
поднять культуру города шахтёров на уровень.
Мы начинали с
организации массовых мероприятий и выездных концертов, чтобы создать
рабочим и строителям увлекательный досуг, отвлечь их от глупостей.
На подъёме
В
конце 1960-ых в Солигорске появился свой Дворец культуры. Первым
директором стал Лев Владимирович Бессмертный. Специалистов для работы
собирали в коллективах художественной самодеятельности. Многих помню и
сегодня: Геннадий Сивцов, Валентина Мишина, Александр Радько,
Майя Хомич.
За работой подошёл первый юбилей Солигорска – 10-летие.
Этот праздник мы организовали с размахом: подготовили и провели массовое
представление, на котором впервые использовали фейерверк.
Большого труда стоило строительство музыкальной школы. Деньги на возведение здания приходилось «выбивать». Но мы справились.
Большим успехом считаю то, что нам удалось организовать постоянный
фестиваль вокально–инструментальных ансамблей «Юность Полесья». Смогли
мы создать и эстрадный оркестр, с которым выступали даже в Москве.
Повышение закончилось судом
Через
четыре года работы в Солигорске мне предложили возглавить отдел
культуры Минского района. Я организовал здесь художественную мастерскую
и, увлечённый успехом, уверовал в свою непогрешимость. Мастерская
принимала заказы на изготовление художественно–рекламных изделий от
многих предприятий.
Художникам и некоторым работникам я увеличил
зарплаты за дополнительный труд. Это не понравилось вышестоящим
инстанциям. Тогда хозяйственная деятельность в учреждениях культуры была
не принята.
За эту инициативу в 1976 году меня осудили на три года
вольного поселения, отправили в Осиповичи. Жил в общежитии с
осуждёнными и три месяца работал на стройках города. Дальнейшее
перевоспитание физическим трудом прервал Верховный Суд, сняв с
меня обвинение.
Вернулся к нормальной жизни, работал в Минске в сфере культуры. В 1986 году переехал на постоянную работу в Москву.
Почему приехал в Солигорск? У меня идея возникла: хочу организовать
«Клуб ветеранов работников культуры». Вот и приехал. Но моё предложение
почему–то никого не зажигает.
***
Когда готовился материал, Павел Павлович Кисель уже вернулся в Москву. Идея
«Клуба ветеранов работников культуры» так и остаётся его идеей.
Владимир Амельченя kurjer.info