Невозможно законодательно регламентировать каждый шаг, но
руководствоваться чувством взаимного уважения в непростых ситуациях
можно и нужно.
Смотреть, как из носа родного человека густо и
безостановочно течет кровь, больно и страшно. Опять позвонили в скорую.
Услышали: ждите, вызов принят, машины в разъездах. Меняли быстро
красневшие тампоны, нервно посматривали в окно, где уже давно сгустились
сумерки. И только виновник переполоха, пенсионер Николай Федорович,
пытался сохранять спокойствие. Говорил: значит, врачи помогают более
тяжелым больным. Даже пытался приободрить окружающих.
Он, учитель русского языка и литературы, воспитанный
на образцах добродетели, порядочности положительных героев классических
романов и повестей, всегда старается действовать в рамках благородства,
взаимного уважения. Даже в преклонном возрасте уступает место женщинам в
автобусе. При переходе дороги не ступит ногой на "зебру”, пока не
проедут ближайшие автомашины. Объясняет друзьям, что ему не трудно
подождать пять — десять секунд. И добавляет: иногда очень полезно к
правам и советь приложить...
Наконец — долгожданная помощь. Чуть ли не взмыленная
молодая женщина в белом халате сразу начала колдовать над больным.
Затаив дыхание, родственники наблюдали за ее манипуляциями. Кризис
миновал, все облегченно вздохнули. Кто-то даже осторожно намекнул,
дескать, могли бы и побыстрее приехать, кровь людская не водица...
Фельдшер не стала оправдываться. Только кратко, устало объяснила.
Выезжали в отдаленную деревню на вызов женщины. По телефону та кричала о
болях, высокой температуре, на деле ничего серьезного не оказалось.
Утром ей вполне мог бы помочь работник местного фельдшерско-акушерского
пункта. Но чтобы спать спокойно, женщина, похоже, и решила вызвать
медиков из района. А не ехать они просто не могли...
Социальный стандарт — одна бригада скорой помощи на
12 тысяч жителей — в Солигорском районе выполняется. Тем не менее не все
и не всегда считают эту помощь скорой. Да, нам хочется, чтобы, когда
что-то случилось с близким человеком, медики стучались в нашу дверь чуть
ли не сразу после телефонного звонка. А такое случается крайне редко. И
не по каждому вызову...
— Есть градация вызовов, — поясняет заведующий
Солигорской станцией скорой медицинской помощи Алексей Герадотов. —
Экстренный — при аварии, падении человека с высоты, отравлении. Такой
вызов при отсутствии свободной машины передается бригаде скорой помощи
не позже четырех минут, в городских условиях до места события она должна
прибыть за четверть часа... Затрудненное дыхание, высокое давление
относятся к категории срочных вызовов, о них работающая бригада ставится
в известность в течение 15 минут. А неотложная помощь — это повышенная
температура, головная боль, такой вызов может передаваться бригаде и в
течение часа.
Не секрет, что немало домоседов при малейшем
недомогании хватаются за телефон: "скорая”, немедленно приезжайте! Зачем
идти в поликлинику, там ждать очереди на прием к медику, если он сам
домой визит нанесет, на диван к тебе присядет? Кое-кто преследует и
меркантильную цель: при оформлении инвалидности лишние вызовы скорой не
помешают. И таких пациентов, по утверждению Алексея Владимировича,
набирается немало. К одной женщине, к примеру, ездили как на дежурство,
по три раза в день. Поводы, как правило, надуманные. Но не прибудет
бригада — тут же звонок в Министерство здравоохранения, оттуда упрек:
что вы там не разберетесь с больным? Между тем один выезд скорой помощи
обходится в среднем в 200 тысяч рублей, бригады интенсивной терапии —
вдвое дороже. А это наши с вами денежки...
Но бог с ними, с деньгами, здоровье, как известно,
дороже. А знаете ли вы, кто из работников "скорой” за смену больше всего
теряет нервных клеток? Нет, не фельдшеры и не водители. Диспетчеры...
Чего им только ни приходится выслушивать по телефону! И ругань, и
угрозы, от трезвых и подвыпивших: что ты все выспрашиваешь, тут человеку
плохо! Я имею право! Ты должна. Случается и откровенное хамство. Между
тем диспетчер интересуется деталями не ради любопытства. Он задает
обязательные вопросы, разработанные специалистами Министерства
здравоохранения исключительно для того, чтобы определить состояние
больного и в установленное время по точному адресу направить бригаду с
нужными работниками и оборудованием. Медики "скорой” не лечат пациентов,
а оказывают только первую медицинскую помощь, потому в несложной
ситуации сами могут переадресовать вызов участковому врачу.
Приехав, работники "скорой” без труда определяют
"липовый” вызов. Но в отличие от некоторых пациентов всегда сохраняют
такт и хладнокровие. Успокоят чрезмерно возбудимого, мнительного или
просто ленивого человека. Дадут полезный совет на будущее. И оставят
пациента в хорошем настроении, что также является оздоровительным
моментом. Но бывают вызовы просто хулиганские, когда кто-то требует
неотложку ради прикола, развлечения. В таких случаях координаты
"шутников” сообщают в милицию. Эпизоды расследуются. В прошлом году
авторы двух ложных вызовов по решению административной комиссии
райисполкома выплатили солидные штрафы. А один "больной”, вдруг
набросившийся на прибывшего фельдшера с кулаками, даже отправлен на
тюремные нары...
Но и другие непочтительные действия к работникам
неотложки тоже не остаются без наказания. Неуважение человека к так
нужной людям службе, как поется в детской песенке, еще не раз к нему
вернется. В виде негативных действий ему подобных, знающих только свои
права...
Е-mail: vlad1942@tut.by