Выращенный в Беларуси карп на прилавках магазинов белорусского
предприятия, специализирующегося на торговле рыбой, продаётся по 53,1
тыс белорусских рублей ($6,2) за килограмм. Карп выращен в Беларуси
отечественным производителем и в замороженном виде поставлен в
белорусский магазин. Скорее всего, при жизни данная рыба не потребляла
импортной продукции. Филе толстолобика белорусского предприятия "Селец",
скорее всего, также ни на грамм не содержит импортной составляющей и
предлагается по цене 52,558 тыс бел. руб. ($6,1), пишет
REGNUM.
Рядом с продукцией белорусского производства выложена обезглавленная
замороженная российская кета по 40,6 тыс бел. руб. ($4,7), горбуша по
39,8 тыс бел. руб. ($4,6) и кижуч по 56,5 тыс бел. руб ($6,6). Таким
образом, российская красная рыба для белоруса не менее доступна, чем
карп. Очевидно, ценность данных рыб для потребителя существенно
отличается, но факт в том, что белорусский карп существенно дороже
российской горбуши.
Аналогично обстоит дело с бытовой техникой: собранная в Беларуси из
комплектующих китайского производства, она оказывается значительно
дороже аналогов, собранных в Евросоюзе. При этом в ЕС телевизоры,
стиральные машины и многие другие наименования бытовой техники
собираются также из китайских комплектующих, но при помощи более
высокооплачиваемой рабочей силы. Более того: в государственных магазинах
(ГУМ, ЦУМ и др.) техника белорусских марок, собранная в Беларуси
белорусскими рабочими из комплектующих с большим удельным весом деталей,
произведённых в республике, оказывается примерно в 1,5 раза дороже, чем
в частных магазинах.
Следует отметить, что белорусские предприятия закупают нефть, газ,
металл и иное российское сырьё существенно дешевле, чем Украина или
такие страны ЕС, как Польша или Германия. Например, нефть в Беларусь
поставляется по внутрироссийской цене, без взимания экспортной пошлины -
соответствующие договорённости закреплены в рамках ЕЭП, а
договорённости по Таможенному союзу позволяют белорусским
товаропроизводителям беспрепятственно сбывать свои товары в России и
Казахстане.
Власти Беларуси уделяют большое внимание "импортозамещению", стремясь
насытить внутренний рынок товарами местного производства. Александр
Лукашенко неоднократно требовал, чтобы в Беларуси производилось всё -
вплоть до зубочистки. Приказ руководителя республики был выполнен
беспрекословно: на прилавках белорусских магазинов действительно
появились зубочистки из белорусской древесины. Но они, опять же, стоят
почему-то дороже, чем аналогичный китайский товар, хотя доставка из КНР
недешёвая, и сделана китайская зубочистка, скорее всего, из импортной
российской древесины. Стоит также учесть, что зарплаты квалифицированных
китайских рабочих выше, чем у их белорусских коллег.
На поверку часто выходит, что "белорусские товары" оказываются 100%-й
"отвёрточной сборкой" из импортных комплектующих. Поэтому, на первый
взгляд, парадоксальным выглядит то, что Беларусь наращивает экспорт и,
одновременно, растёт отрицательное сальдо внешней торговли товарами. На
самом деле ничего необъяснимого нет: в белорусском сельхозагрегате,
скопированном с образца из ГДР, даже колёса могут быть украинского или
чешского производства. Периодически блогосферу республики накрывает
волна возмущения и сарказма: то "белорусский мобильник" окажется
неотличимо похож на такой же, но стоящий с доставкой из Китая дешевле,
то "белорусский ноутбук" окажется дороже своего импортного аналога,
продающегося в Беларуси , то "белорусский монитор" окажется китайским, с
логотипом белорусского госпредприятия, наклеенном поверх лейбла
азиатского производителя.
При выходе на зарубежные рынки многие наименования белоруской продукции
оказываются неконкурентоспособными по соотношению цена/качество.
Поэтому официальный Минск так заинтересован в том, чтобы не снижать
ввозные пошлины на территорию Таможенного союза и даже повышать их.
Например, правительство Белоруссии предложило Евразийской экономической
комиссии повысить пошлины на импортные телевизоры, ввозимые на
территорию Таможенного союза, в том числе и с функцией воспроизведения
и/или записи видеоизображения до 16% от таможенной стоимости. Несмотря
на неоднозначную реакцию на данную инициативу с российской стороны, 5
марта ЕЭК приняла такое решение.
Граждане Беларуси активно добиваются получения виз, позволяющих им
закупаться в Вильнюсе, Белостоке и Варшаве. Литовский гипермаркет
"Акрополис" в выходные дни фактически становится белорусским: обыватели
соседней республики на поездах, автобусах и легковых автомобилях
фактически оккупируют это крупный торговый центр. В этом можно наглядно
убедиться не только по доминирующей русской речи в торговых залах, но и
по белорусским номерам автомобилей на автостоянке, выстроившимися в ряд
автобусам с такими же номерами и с табличками "Минск-Акрополис".
Аналогичная ситуация наблюдается в приграничном польском Белостоке.
Белорусы скупают всё и в больших количествах - колбасу, сыры, телевизоры
и даже туалетную бумагу. При этом аналогичная белорусская продукция
поставляется на белорусский рынок и экспортируется в Россию. При этом в
приграничных с Беларуси магазинах белорусские товары стали вполне
нормальным явлением, но продаются даже дешевле, чем в Беларуси и, при
этом, всё равно уступают аналогам из стран ЕС. Например, в литовских
магазинах белорусское пиво стоит в два раза дороже, чем немецкое,
австрийское и собственно литовское. По мнению литовских продавцов,
белорусское пиво - более качественное, т.к. производится из натуральных
продуктов.
Заслуживает внимания тот факт, что "импортозамещение" давно стало
самоцелью для белорусских чиновников. Минэкономики Беларуси в
официальном прогнозе на 2013 год констатирует: цены будут повышаться,
белорусский рубль будет обесцениваться (запланирована инфляция в 12%), а
экспорт будет наращиваться - даже несмотря на то, что рентабельность
продаж ряда наименований белорусской продукции (например, стиральных
машин) отрицательная - и на внутреннем рынке, и на внешних. Тем не
менее, те же стиральные машины будут производиться, а экспорт их -
наращиваться. Будет наращиваться и экспорт продуктов питания - несмотря
на то, что, например, рентабельность продаж белорусского сливочного
масла отрицательная как на внутреннем, так и на российском рынках. Почти
весь экспорт белорусского продовольствия приходится на российский
рынок, однако белорусские обыватели предпочитают закупаться в Польше и
Литве, превращая воскресные электрички в "колбасные".
Почему в Беларуси, которая реализует госпрограмму модернизации ферм, а
до этого вложила огромные бюджетные средства в наращивание мощностей
маслосырзаводов, сыр стоит дороже, чем в Польше, а карп стоит почти как
лосось в Польше - непонятно. По словам белорусских чиновников,
белорусский сыр делается из молока, а не пальмового масла, а разведение
карпа - это вклад в сохранение ресурсов мирового океана. Кроме того, как
выяснили некоторые окологосударственные издания, лосось вреден для
здоровья (особенно - норвежский), а вкушать белорусского карпа не только
хорошо для укрепления здоровья, но и выгодно для семейного бюджета.