Артистки из белорусской глубинки могли бы дать фору на
"Евровидении” своим ровесницам из Удмуртии. Хор из деревни Ананчицы
Солигорского района прославился еще тридцать лет назад. Белорусским
певуньям рукоплескали Москва и Краков, Вильнюс и Люблин.
А
на Всесоюзной студии грамзаписи "Мелодия” когда-то вышла пластинка с
аутентичными песнями в исполнении фольклорно-этнографического ансамбля
деревни Ананчицы.
"Самый
полезный совет я получила от доцента консерватории. Она сказала:
"Делайте ставку на фольклор и будете всегда востребованы”, — вспоминает
руководитель коллектива
Ольга Страленя.
Ольга с
азартом взялась за раскрутку хора. Сначала организовывала выступления в
соседних деревнях, потом повезла своих певиц в Минск. По вечерам она
собирала деревенских женщин, и они записывали песни, которые пели их
мамы и бабушки.
"В нашем репертуаре почти триста песен, — с
гордостью говорит собеседница. — Родильные, свадебные, лесные,
рождественские... А сколько студентов дипломы защитили на них!”
В
1981-м коллектив пригласили на фестиваль в Москву. Ананчицкий ансамбль
представлял Беларусь. Ольга со смехом рассказывает, как её подопечных
поселили на седьмом этаже в гостинице "Останкино”, и на репетиции она
каждую артистку за руку приводила из номера — чтобы не заблудились.
У
белорусок мгновенно объявились поклонники из Армении. Проходу не давали
нашим женщинам. Не скупились армяне на дары. Приносили лепешки,
гранаты.
"Правда, певицы их есть боялись, — похохатывает Ольга. —
Сказывали, черт его знает, что за они. Может, съедим и потом на стенку
полезем — так захочется мужика!”
За две недели в столице
ананчицкие певуньи успели на радио записаться, выступить в филармонии и
консерватории. Но больше всего впечатлились тем, что увидели в Мавзолее
Ленина.
Самое звездное время коллектива, по мнению Ольги
Страленя, с начала 90-х до 2000 года. Приглашения на международные
фестивали сыпались как из рога изобилия.
Даже в Канаду звали. Вот
только у районного отдела культуры денег на поездку не
нашлось. Впрочем, ананчицкие звезды об этом не жалеют.
"Поехала я
недавно в больницу, взяли мой паспорт. Поглядывают на меня с
удивлением. Говорят, эта баба весь Союз объехала! Там же печати у нас
стоят в паспорте. Два раза в Вильнюсе была, еще в Кракове и Ленинграде —
можно умирать уже!” — смеется Роза Яковлевна.
Продюсеру
деревенского хора Ольге Страленя довелось проявлять настоящие чудеса
дипломатии. Мужья певиц неохотно отпускали своих жен на репетиции.
"Мужик
нашей Митрофановны так мне и говорил: "Ты куда мою жену зовешь? На
репетицию? Тогда сама ложись ко мне в постель, а она пусть себе идет
петь! — делится Ольга. — А без Митрофановны нельзя было обойтись! Она
так умеет зал держать... бровью поведет или рукой махнет — и все зрители
только на неё и смотрят. А после концертов её щедро одаривали”.
Перед
гастролями Ольга проводила для своих артисток мастер-классы по правилам
поведения в городском обществе. Наказывала чистить ногти, учила
пользоваться ножом и вилкой, чтобы не опозориться на приемах.
И
надо сказать, что певицы в грязь лицом не ударили. Митрофановна
вспоминает, как на приеме в Вильнюсе один дед всё подливал ей коньяк.
"Вы,
может, это делаете, чтобы я мужика своего забыла?" — не выдержала
острая на язык бабуля. — "Нет-нет, говорит. Я хочу, чтобы вы согрелись”.
Видимо, влюбился”.
От ансамбля из нескольких десятков человек
сегодня остались пятеро артисток. Самой пожилой, Розе Яковлевне, — 82.
Самой молодой, бабе Анюте, – 73.
"Сын звонит: "Мама, ты телевизор
смотришь? Там бабушек из Удмуртии показывают”, — Роза Яковлевна первой
увидела бурановских бабушек. — Понравились, ведь они такие, как и мы.
Хотя мне кажется, мы мудрее за них выступали” (
смеется. -
Прим. авт.).
Про
представителя Беларуси на "Евровидении” артистки из Ананчиц слыхом не
слыхивали: "Мое дитя, как будет тебе 78 лет, увидим, поди узнаешь ты
кого”.
После долгих уговоров выдают свой рецепт успеха на сцене:
"Когда были молодые — встанем на сцену да и колотимся, а как постарели —
то уже ничего не страшно”.
На прощание бабушки затягивают мне ядреную песню "Уху ели”. Это вам не бурановская "Party for everybody”!
Репортаж СТВ: