Для любителей футбола весна – время переживаний. В
субботу, 24 марта, стартовал 1-й тур 22-го чемпионата Беларуси среди
команд высшей лиги. В нынешнем сезоне заявлено 11 команд - БАТЭ,
«Белшина», «Брест», «Гомель», «Динамо» Минск»; «Минск», «Нафтан»,
«Неман», «Славия-Мозырь», «Торпедо-БелАЗ» и «Шахтер».
Не только
болельщики ждут, когда на поле выйдет их любимая команда. Руководство
клубов, тренерские штабы и игроки команд после «зимней спячки» с
нетерпением ждут первых игр и мечтают, чтобы стадионы были заполнены
верными болельщиками. 25 марта команда «Шахтер» уже показала себя в
Витебске в «снежной борьбе» с новополоцким «Нафтаном». Счет 1:2 в пользу
наших. Накануне первой домашней игры в Солигорске 31 марта, в которой
«Шахтер» проведет игру с «Гомелем», корреспондент «Лидер-Пресс»
встретилась с помощником директора футбольного клуба «Шахтер» по
вопросам безопасности Сергеем Шагуном.
- Насколько мне известно, в каждом клубе есть сотрудник по вопросам безопасности. Что входит в его обязанности?
-
Основное - координация мер безопасности до, во время и после окончания
футбольных матчей с органами правопорядка, МЧС, медицинскими службами,
оценка рисков, связанных с проведением того или иного матча, выявление
потенциальных угроз и слабых сторон системы безопасности. Однако главная
задача – выстраивание доверительных отношений с болельщиками и оказание
положительного на них влияния для укрепления организованности и
искоренения нежелательных форм поведения. Кроме этого, помогаю
болельщикам и в подготовке выездов на гостевые игры команды, обычно
автобусов, которые предоставляет клуб. Нахожусь среди болельщиков, как
на выездах, так и на домашних играх. Активных болельщиков не так уж и
много, поэтому все хорошо знакомы друг с другом. Когда начинается
футбольный сезон, тесно общаюсь с органами милиции, райотдела по
чрезвычайным ситуациям, скорой помощи, представителями клуба-соперника,
как перед выездными, так и перед домашними матчами. А потом на стадионе
помогаю решать любые возникающие проблемы.
- Может, некорректно
спрашивать это именно у Вас, но расскажите, действительно ли есть
какая-то опасность, которая исходит от болельщиков? Вообще, как вы
можете их охарактеризовать?
- Болельщики нашего клуба славятся
своей творческой и страстной поддержкой своей любимой команды, но, в то
же время, они заработали репутацию склонных к конфликтам. В стремлении
наладить отношения с болельщиками было разработано положение о фан-клубе
болельщиков, которое одобрило руководство клуба и отдел по спорту и
туризму Солигорского райисполкома. Основными целями положения фан-клуба
ФК «Шахтер» являются оказание моральной поддержки футбольной команды во
время проведения матчей чемпионата и Кубка РБ по футболу, а также
международных матчей; укрепление спортивных традиций ФК «Шахтер»;
воспитание этики болельщика, формирование доброжелательного отношения к
соперникам клуба. Мы ведем диалог с болельщиками уже много лет.
Болельщики ФК «Шахтер» не просто активны, но и креативны, они задают
общий тон атмосферы на стадионе. К болельщикам нужно прислушиваться,
нужно стараться их понять и в хорошие времена, и в плохие. Мы хотим,
чтобы творчеству болельщиков не было предела, но они не должны
переступать черту правил и ограничений безопасности на стадионах.
Те,
кто состоит в фан-клубе - активные организованные болельщики, которые
на матчах находятся на пятом секторе. К ним нет никаких претензий, у нас
с ними постоянный плодотворный диалог. Среди них есть и молодежь (от 14
лет), и зрелые взрослые, многие годы верные клубу. Но есть еще
несколько групп болельщиков. Например, неорганизованные, активные, их
можно встретить на третьем и четвертом секторах. Одна из самых спокойных
групп болельщиков – родители с детьми. Только вот для их «боления» на
нашем стадионе не создано условий. На некоторых же стадионах республики
имеются специальные семейные трибуны. Особая группа болельщиков -
виртуозные. Они внимательно отслеживают все игры, а затем обмениваются о
них на сайтах, высказывают свое мнение, кого-то критикуют, с чем-то не
соглашаются. Самая проблемная категория болельщиков – это футбольные
хулиганы. До того, как прийти на стадион, они заранее назначают встречи
болельщикам команды противника и заранее выясняют отношения. Интересно,
что у них есть тоже свои коалиции. Например, наши футбольные хулиганы
враждуют с гродненскими, брестскими, минскими и «дружат» с гомельскими и
могилевскими. Вот такие футбольные хулиганы наиболее опасны. Ведь они
непредсказуемы, и неизвестно, чего от них ждать.
- В последнее время в адрес «Шахтера» все чаще звучит критика, что они становятся невнимательны к своим болельщикам…
-
А мне кажется, что мы как раз-то и начинаем понимать, что болельщики и
есть клуб. Именно благодаря им клуб живет. На это можно посмотреть и с
экономической точки зрения: клуб – это продавец, а болельщики – это
покупатели, и мы обязаны прислушиваться к мнению наших потребителей.
Если не будет болельщиков, некому будет покупать «товар»: игроки,
тренеры, директора приходят и уходят, а болельщики остаются. Поэтому
будет разумно говорить с ними и узнавать, чего они хотят. Клуб видит в
болельщиках источник решения, а не создания проблем. И если идти
болельщикам на какие-либо уступки, все вернется сторицей, и в двойном
размере. Когда болельщики счастливы, все прекрасно. Но если они
огорчены, то появляется сразу тысячи недовольных клиентов. Болельщики
представляют собой кремень, опору своего клуба, потому что хранят
верность своей команде и переживают вместе с ней победы и поражения.
Конечно, в хорошие времена поддержка клуба, а также интерес к ней
возрастает. Однако в ту пору, когда у команды что-то не ладится, именно
преданные болельщики помогают ей справляться с неудачами.
- Были ли случаи, когда руководство клуба прислушивалось к пожеланиям своих болельщиков?
-
Недавний случай – в конце сезона 2011 года мы выяснили, что на
последней игре сезона-2011 болельщики хотят зажечь файеры. Мы пошли
навстречу желаниям болельщиков, руководство клуба договорилось с
органами внутренних дел и МЧС, добилось разрешения АБФФ. Все получилось –
довольны остались обе стороны. Достаточно было лишь чуть поступиться
строгими правилами. Также раньше существовала проблема поездки
болельщиков на выездные матчи. И снова клуб пошел на встречу своим
болельщикам: заказали автобус, чтобы любители футбола смогли поддержать
любимую команду. И эти поездки стали очень популярными. Секрет
доброжелательных отношений оказался и не секретом вовсе – общение,
понимание и взаимная помощь – таким образом удается сохранять «дружбу»
между клубом и болельщиками. К слову, при выездах тоже есть определенные
правила: употреблять спиртные напитки строго запрещается, также
недопустимы акты вандализма.
Более организованные болельщики
подают хороший пример того, как вообще должны вести себя настоящие фаны в
противовес не таким уж и редким отрицательным фактам. К большинству
разумных, ответственных болельщиков следует относиться серьезнее, ведь
они являются долговременными «культурными инвесторами». Вовлечение
болельщиков в процессы принятия решений, учет их мнения помогают клубу
делать правильный выбор. Практический опыт показывает, что, когда
болельщики имеют право голоса, то и ведут себя лучше, тогда как
демонстративное игнорирование или подавление их мнения приносит мало
пользы. В болельщиках надо видеть не потенциальных правонарушителей, а
напротив – активных людей, которые могут внести вклад в победу команды.
Сообщество
активных болельщиков ФК «Шахтер» не такое уж и большое, оно еще
формируется. В наших условиях – это единственная возможность выстроить
хоть какие-то систематизированные связи с болельщиками.
В конце нашей беседы Сергей Шагун пригласил всех любителей футбола на стадион «Строитель» на домашние игры.
Варвара ЧЕРКОВСКАЯ "Лидер-Пресс"