Саша
из Солигорска снял цикл фильмов «История белорусского рэпа», создал
хип-хоп-группу D2 и забрал документы с первого курса философского
факультета. И рассказал журналу КУ, как самому стать частью чего-то
большего.
Свой первый фильм я снял летом прошлого года. Идея
появилась после просмотра фильма «Хип-хоп в России: От первого лица». Я
подумал, что в Беларуси мало кто знает историю рэпа. Хотелось и самому
узнать, как зародилась хип-хоп-культура в нашей стране. Как раз тогда у
меня появилось свободное время: мой напарник по группе ушел в армию.
Тогда я купил камеру Sony DCR-HC52, штатив, нашел через социальные сети контакты для первого фильма и отправился в Могилев.
Я думаю, эти фильмы для молодого поколения,
которое приходит в движение хип-хоп и не знает истории. Мне кажется,
тогда, в середине 90-х, рэп был настоящим, тогда это действительно
держалось на энтузиазме. В то время рэперов, которые активно работали и
выпускали альбомы, было не так много, как теперь, все друг друга знали,
тесно общались. Занимались рэпом для себя, а для денег. Они работали
грузчиками, на стройке, на заводе – но при этом находили время для рэпа.
Я хочу показать это в своих фильмах. Мне кажется, современным
исполнителям не хватает той искренности. Есть мода, есть понты, цепи,
украшения, но нет того, что цепляет.
Сейчас уже снято 10 серий о легендах белорусского рэпа
– Alay, DJ33 из группы «Подвальные рифмы», «Нестандартном варианте»,
«Эпицентре правды», Саше Спирте и других. Они стояли у истоков. И если
они говорят о своих проектах и группах, то обязательно – и об истории
рэпа в своих городах. География пока охватывает такие города как
Могилев, Бобруйск, Витебск, Минск.
Съемка обычно проходит в домашних условиях или прямо на улице.
Вопросы специально не готовлю, в моих фильмах люди сами рассказывают
истории о том, как познакомились с хип-хопом и как дальше развивалось их
творчество. Кто-то больше рассказывает, кто-то меньше, обычно беседа
длится около часа. Затем я делаю монтаж и вырезаю собственные реплики,
все лишнее, оставляю только их монолог.
Съемку и последующий монтаж делаю сам.
Раньше я уже работал с некоторыми музыкальными редакторами. Поэтому
было легче освоить программу для монтажа – Sony Vegas. Но никаких особых
спецэффектов я не применяю, это не тот жанр. Единственное, что
использую, – это уменьшение шумов и эффекты исчезания и появления.
Да, можно сказать, что мои фильмы низкого качества, особенно первые.
Это связано с качеством техники – желания превосходят технические
возможности. Ну и сначала не хватало опыта. Он появлялся по мере работы,
что-то я узнавал из Интернета, что-то открывал сам. В моих планах на
следующий сезон – купить аудиодекодер и улучшить качество звука.
Мое собственное увлечение рэпом началось в 16-17 лет благодаря моему другу.
Потом мы организовали группу D2 (это сокращение от «Добрые души») и в
прошлом году выпустили альбом. Сейчас больше возможностей для того,
чтобы проявить себя, больше площадок, клубов, сейчас проще выпустить
диск. Но, по-моему мнению, рэп стал хуже. Трудно найти цепляющие тексты.
Если у тебя есть качественный материал, то лучше всего выложить его
на rap.by – сейчас это самый посещаемый портал хип-хоп-культуры в
Беларуси. Там оставляют хорошие комментарии и можно получить объективную
оценку.
Хип-хоп – это музыка сэпмплов.
Я постоянно слушаю разную музыку в поисках сэмплов. В поисках красивых
фрагментов спускаюсь вплоть до музыки 30-50-х годов XX века, часто
использую старую польскую и болгарскую музыку. Иногда сделать трек из
сэмплов оказывается сложнее, чем сочинить трек полностью. Это как
сложить пазл.
Если говорить о людях, которые вдохновляют меня, то это Саша Спирт, участник группы «Безопасные спички». Его
тексты очень жизненные. Хотя он, как и много других творческих людей,
увлекался алкоголем, поэтому рано ушел из жизни. Раньше у меня тоже были
проблемы с алкоголем, но в какой-то момент понимаешь, насколько ценно
время. Если не тратишь его на алкоголь, то можно успеть сделать столько
всего интересного!
Как человек, снявший 10 фильмов об истории белорусского рэпа, я стал немного лучше разбираться этом вопросе.
Откуда появился белорусский рэп? Как ни удивительно, первые рэп-группы
появились не в Минске, а в маленьких белорусских городках – Лепеле,
Орше. Первой группой была лепельская команда «Удар Банды».
Сейчас я жду друга из армии, чтобы выпустить второй альбом. Собираюсь
снять новый сезон «Истории хип-хопа». Если бы появились единомышленники
и люди, которые бы хотели бы поучаствовать или помочь, я был бы только
рад. В перспективе – довести историю белорусского рэпа до сегодняшнего
дня. 50 или 100 серий – я думаю, это здорово.
Посмотреть остальные фильмы об истории белорусского хип хопа можно здесь.