Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание
рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово — один из
важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем
100 странах мира.
25 декабря Рождество Христово празднуют не только католики, но и православные большинства стран мира, лютеране и другие протестантские конфессии.
Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 веку.
Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и
неоднозначно решенным среди церковных авторов. Возможно, выбор 25
декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным
праздником «Рождения Солнца Непобедимого», который после принятия в Риме
христианства наполнился новым содержанием.
Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по
причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения
(зачатия Христа) и Пасхи. Соответственно, в результате прибавления к
этой дате (25 марта) девяти месяцев, Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния.
Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря)
и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24
декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельника, так как в этот день употребляется в пищу
сочиво — сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции,
пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды.
В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события,
относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения
совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует
Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе
каждого христианина.
В 13 веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай
выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка
Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить перед Рождеством не
только в храмах, но и в домах. Домашние сантоны — макеты в застекленных
ящиках изображают грот, а в яслях лежит младенец Иисус. Рядом с ним
Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также
животные — бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта:
например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных
костюмах.
Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества.
В католических странах хорошо известен обычай колядования — хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями.
В ответ колядующие получают подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты,
яйца, пирожки, сладости. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В
процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это
действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно
осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками
стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.
О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках
свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге —
«рождественского полена». Полено торжественно, соблюдая различные
церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и
вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской
религией). Полено посыпали зерном, поливали медом, вином и маслом, клали
на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали
в его честь бокалы вина.
В дни празднования Рождества установился обычай преломлять
«рождественский хлеб» — особые пресные облатки, освящаемые в храмах во
время Адвента, — и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.
Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели.
Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости
которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением
христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная
разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали
устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с
изобильными плодами.