Поставки чая в Беларусь в прошлом году
импортеры увеличили на 13,5%, до 5 032 т, на сумму 45,4 млн. USD. В
частности, солигорская ООО «ЭНЕРГИЯ» — представитель компании Ahmad Tea в
Беларуси — сумела нарастить поставки на 28%. По оценке руководителя
службы маркетинга компании Людмилы САВЧУК, нынешняя динамика спроса
позволяет надеяться, что в этом году потребление чая вернется на
докризисный уровень. Поставщикам остается сформировать адекватное
предложение.
— Людмила, какой была динамика поставок чая
вашей компанией за последние два года? Что происходило с ценой закупок в
2010 г.? Ваш прогноз на 2011 г.
— Мы постоянно увеличиваем свою долю на рынке, но в
определенном сегменте. Он сформирован консерваторами, лояльными к
торговой марке. Преимущественно это женщины, которые ценят традиции,
привержены классическим вкусам и требуют высокого качества продуктов
среднего и выше среднего ценового предложения. Так что достичь,
например, 20% в общем импорте чая, вряд ли возможно. Конечно, было бы
очень хорошо, если бы каждый пятый покупатель выбирал именно Ahmad Tea.
Но для этого нужно быть гурманом, настоящим ценителем. Однако чай в
Беларуси все равно останется одним из самых дешевых напитков.
Цены на чай росли и будут продолжать расти, несмотря
на значительный прирост производства в Китае и Индии. Это связано с
улучшением экономической и социальной среды в тех странах, где
произрастает чай, и значительным ростом внутреннего потребления его в
них и вообще в Африке и Азии. На этом фоне весьма странным выглядит
желание некоторых белорусских чиновников заменить чай напитками на
основе местных трав. Такой перегиб импортозамещения выглядят утопически.
В СНГ доля рынка травяных чаев, по самым оптимистичным оценкам, не
превышает 1% всего потребления чая.
— По каким критериям формируется «чайный
портфель» вашей компании?
— Критерий один — качественный продукт, необходимый
покупателям. Наша торговая марка известна в 50 странах мира, в т.ч. в
СНГ она на протяжении многих лет — бесспорный лидер. Так, например, в
Беларуси, Молдове и Украине марка Ahmad Tea заняла первые места по
потребительским предпочтениям по итогам 2010 г.
Мы постоянно следим за тенденциями, спросом и
оставляем востребованный ассортимент, вводим новинки (чайные напитки
Herbal Tea, коллекция Ahmad Tea Contemporary). Были и неудачные опыты.
Например, предложение в 2008 г. смеси черного и зеленого чая Green Tea
Special и цейлонского чая с кардамоном Ceylon Cardamon не было принято, и
они выведены из продуктового портфеля.
— Совпадают ли сегодня предпочтения
белорусских потребителей и возможности импортеров?
— Предпочтения самые разные — от неимоверных смесей
до классических вкусов. Но теперь настолько огромен ассортимент, что
каждый может выбрать то, что ему нравится. В последнее время наблюдается
тенденция увеличения спроса на чай с ароматическими и фруктово-ягодными
добавками. Сохраняется преобладание спроса на черный чай, а вот на
зеленый бум прошел. Люди употребляют именно то, что им нравится, а не
то, что модно.
После образования Таможенного союза возможности
импортеров чая, конечно же, увеличились, но усилились и угрозы
расширения черного рынка. Ведь основной импорт шел из России. Теперь
число поставщиков может вырасти, а конкуренция между ними обостриться.
Так как мы единственные на территории РБ уполномочены производителем
принимать претензии по качеству (к радости, пока таковых нет) и
занимаемся обеспечением и обслуживанием торговых предприятий чаем Ahmad
Tea, то нам легче выявить серых поставщиков и появление поддельной
продукции, выпущенной под этой маркой.
— В каких регионах вы предпочитаете закупать
чай и почему?
— Мы всегда отдавали предпочтение странам
традиционного производства, где соблюдаются высокие качественные
характеристики конечного продукта, — Цейлон, Индия, Великобритания. В
последние годы мы не наблюдаем роста спроса на традиционный индийский
чай. В 2009 г. начали поставки из Польши (где фасуется чай из немецкого
сырья по заказу и под надзором Ahmad Tea Ltd., серия Herbal Tea), в 2011
г. — небольшую линейку новой серии Contemporary, сделанной с учетом
тенденций современного чайного искусства и расфасованной на фабрике
Ahmad Tea, расположенной в России.