Зимние трассы Беларуси в
основном обрабатываются песчано-солевой смесью, хотя по-прежнему наряду с
ними применяются и жидкие реагенты. Действие этих агрессивных смесей не
выдерживает не только лед, но и авто, и деревья.
"Как и много лет назад,
белорусские дороги обрабатывают технической солью (так называемым
хлористым натрием) и ее смесью с песком, - рассказал руководитель
пресс-службы Департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и
коммуникаций Алексей Пекун. - Соотношение компонентов в смеси может
варьироваться в зависимости от температуры: чем холоднее, тем меньше
песка и больше соли присутствует в "дорожном коктейле". Применяемая соль
— это галитовые отходы Солигорского калийного комбината. Что касается
автомашин, то соль вызывает коррозию. Однако дорожники обрабатывают
противогололедные материалы комплексной добавкой "Антислеживатель",
которая в том числе содержит ингибиторы коррозии (фосфаты), сдерживающие
процесс разрушения металла".
Использование соли, которой
посыпают улицы и дороги, предупреждая падение пешеходов в зимнее время,
конечно, приводит к загрязнению водоемов и снижению плодородности почв.
Потому в последнее время стали использовать смесь хлорида натрия с
песком, которая более безопасна для экологии, — рассказала газете
"Рэспублiка"
заведующая лабораторией комплексной оценки риска воздействия факторов
среды Республиканского научно-практического центра гигиены Татьяна
Науменко.
После того как Минздрав запретил посыпать в столице
пешеходные дорожки и ступеньки технической солью, поливать жидким
хлористым кальцием, коммунальщики посыпают поваренной солью.
"Она
дороже, чем техническая, но мы пошли на такие траты ради пешеходов.
Подходы к подъездам, пешеходные части мы посыпаем в основном смесями
песка и соли, а когда температура ниже 10 градусов мороза, используется
просто песок. И мы реагируем на изменения погодных условий. А вот на
проезжую часть запрет Минздрава не распространяется", — рассказывает
начальник отдела ГО "Минское городское жилищное хозяйство" Маргарита
Язинская.
80% дорог Минска обрабатываются песчано-соляными
смесями, оставшиеся 20% — солью с ингибированными добавками. К этим 20%
относятся два центральных проспекта Минска (Независимости и Победителей)
и главные улицы, которые определены для каждого района.
"За
это время состав не претерпел больших изменений, и считаю, что этот
материал менее вреден, чем соединение песка и соли", — рассказал
начальник управления "Центр" ГПО "Горремавтодор Мингорисполкома"
Геннадий Фролов.
Еще в 2009 году специалисты и ученые БНТУ
предложили альтернативу — материал на основе дробления доломита. Так,
его коррозийная «агрессивность» меньше в три десятка раз, чем ныне
применяемая песчано-соляная смесь. Что немаловажно — он безопасен для
зеленых насаждений. «Горремавтодор» изготовил 150 тонн нового «продукта»
— антиобледенителя, который будет использоваться на обледенелых
покрытиях во время дождя. Но его дальнейшее использование ограничено
очень высокой стоимостью — до 700 тысяч рублей за тонну и сложностью в
производстве.
Для изготовления этой смеси применяется не только
специальное оборудование, но и используются концентрированные кислоты,
процесс производства довольно сложен.
Кроме того, Горремавтодор
Мингорисполкома планирует купить первую снегоплавильную машину. В
порядке апробации, возможно, она будет арендована на месяц.
Следует
добавить, что выбор соли определяет температура замерзания снежной каши
на дороге. Дорожники вольны выбирать между каменной солью, хлоридом
кальция и хлористым магнием. В Европе вместо каменной соли используется
хлорид кальция, который хотя и несколько дороже, но более бережно
относится к кузову автомобиля.
Однако жидкий реагент, обогащенный
раствор хлорида кальция, эффективен лишь при температурах до минус 10°C
и только как средство против обледенения дорог, растопить уже
образовавшийся лед ему не под силу. Здесь соль с песком вне конкуренции,
если температура воздуха и дорожного покрытия не опустилась до минус
18°C.