Когда-то Владимир Наумов обещал сделать бюджеты команд, выступающих в чемпионате Беларуси по хоккею, прозрачными. Наумова уж в федерации нет, и дело его заглохло. Однако мы все же попытались узнать, почем нынче хоккеисты в ОЧБ. Несмотря на то, что порядок цифр в бюджетах клубов и в зарплатах игроков в Открытом чемпионате Беларуси и близко не может сравниваться с уровнем КХЛ, это отнюдь не делает финансовую тему внутреннего первенства менее интересной. Скорее даже наоборот. Ведь в КХЛ зарплаты ведущих игроков практически сразу же становятся достоянием общественности, впрочем, как и примерные бюджеты команд. Последний наглядный пример. Новобранец «Динамо» Роберт Эш еще не прилетел в Беларусь, а его зарплата в «зубрах» уже была нам известна. Представители же ОЧБ всегда очень неохотно распространялись о финансах…
«Рассекретить» бюджеты белорусских клубов и зарплаты хоккеистов и сделать их открытыми для болельщиков и прессы обещал бывший председатель Федерации хоккея Владимир Наумов. К сожалению, эта похвальная инициатива (и в НХЛ, и в КХЛ из зарплат не делают тайны за семью печатями) не была доведена генералом до логического завершения в связи с его неожиданным уходом из ФХРБ. Сегодня о данном намерении Наумова, судя по всему, все успешно забыли – по крайней мере, финансовая информация до сих пор доступна лишь для очень узкого круга лиц.
На днях решил сделать рейтинг самых высокооплачиваемых игроков в Открытом чемпионате Беларуси. Весьма любопытным представлялось сравнение зарплаты хоккеиста с его бомбардирскими показателями. К сожалению, узнать суммы контрактов конкретных игроков предсказуемо не удалось, но кое-какие цифры все же стали известны. Хочу выразить огромную благодарность тем руководителям белорусских клубов, которые не стали темнить и предоставили определенные данные, без которых этот материал был бы невозможен.
Итак, взглянув на таблицу бомбардиров ОЧБ, в которой лидируют форварды «Юности» Александр Боровков и Александр Матерухин, первый звонок сделал генеральному директору чемпионов Сергею Солонцу в надежде выведать фамилию самого дорогого игрока команды.
— Считаю, обсуждать зарплаты хоккеистов некорректно. Единственное, что могу сказать, у нас в клубе есть группа лидеров, которые зарабатывают примерно одинаковые деньги. Также могу отметить, что жалование легионеров немного выше, чем у белорусов, — был лаконичен Сергей Александрович.
Негусто. Третьим в списке бомбардиров идет нападающий жлобинского «Металлурга» Андрей Макров. Звоню в Жлобин.
— Самый высокооплачиваемый игрок «Металлурга» – это Макров, — раскрывает карты гендиректор клуба Иван Колос. – Он, безусловно, отрабатывает свой оклад. Вообще наши лидирующие хоккеисты имеют контракты на 8-9 тысяч долларов в месяц.
— Иван Николаевич, в нашем чемпионате введен потолок зарплат. Это правильный ход?— В принципе, потолок нужен для того, чтобы игроки меньше бегали из клуба в клуб за рублем. С другой стороны, я бы не ограничивал размеры премиальных. Ведь премии – это то, что человек заработал своими результатами. А поскольку эти деньги сейчас лимитированы, то у хоккеистов не такой большой стимул.
Следующей «целью» был прошлогодний финалист ОЧБ — солигорский «Шахтер», который перед нынешним сезоном вышел из структуры «Динамо».
— У нас в клубе 3-4 лидера получают в районе 6 тысяч долларов в месяц, однако подчеркну, что это с премиальными, — поведал генеральный директор ХК «Шахтер» Леонид Фатиков. — К сожалению, не все ребята, на которых мы надеялись, оправдали ожидания. Например, Виктор Блинов не устроил нас как легионер.
— Пару лет назад в ОЧБ началась гонка бюджетов, вследствие чего довольно средненькие хоккеисты получали хорошие деньги. Сейчас, по вашему мнению, это тоже присутствует?— Посредственные игроки могут получать большие зарплаты по двум причинам. Первая – несовершенство регламента. Вторая – слабый менеджмент клуба. Я сторонник того, чтобы цена всегда соответствовала качеству.
— С введением потолка зарплат согласны?— Уравнивать клубы по бюджетам, на мой взгляд, это абсурд. Ни в одной лиге мира, ни в каком виде спорта этого не делают. Нет денег на высший дивизион, играй в низшем — вот и все. Введенный потолок, как мне кажется, низкий. Я бы сделал его на уровне 130-150 тысяч долларов в месяц. Сейчас же потолок равняется 100 тысячам долларов в месяц.
Команды вроде «Юности», «Металлурга» и «Шахтера» — это своеобразная элита белорусского хоккея. Клубы, которые благополучны в финансовом плане. А как дела у более скромных команд?— У нас очень скудный бюджет, — констатирует председатель правления «Немана» Василий Рудько. – Мы, наверное, находимся по бюджету на втором месте с конца. Зарплаты у нас небольшие – лидеры получают от 3 до 4 тысяч долларов в месяц.
— Благодаря чему «Неман» тогда так успешно выступает? Если честно, думал, что причина в хорошем бюджете.— В прошлом сезоне наш бюджет сильно сократился. В связи с этим были вынуждены в целях экономии привлечь в команду максимальное число местных молодых игроков. За прошлый сезон они обкатались и теперь играют на вполне хорошем уровне. Пригласив Сергея Шабанова, укрепили вратарскую линию. Да и у Дмитрия Кравченко, нашего главного тренера, большой потенциал.
— Шабанов входит в группу лидирующих игроков с зарплатой от 3 до 4 тысяч?— Да.
У новополоцкого «Химика-СКА», по словам его генерального директора Геннадия Нечаева, зарплата лидирующих игроков также находится в районе 3-4 тысяч долларов. Правда, контракты с игроками оформлены таким образом, что в случае неудачных выступлений зарплата может быть снижена.
Такая вот картина маслом. К слову, нельзя не отметить, что зарплаты, исходя из полученной информации, в ОЧБ растут. Например, в сезоне 2007/2008 годов в «Керамине», который стал тогда чемпионом, максимальное жалование равнялась 6 тысячам долларов в месяц и получали такие деньги пару человек…
Александр Ванкович, goals.by