Приветствую Вас ГостьВоскресенье, 18.11.2018, 00:25


СОЛИГОРСКИЙ СПРАВОЧНИК

Главная » Статьи » ИМИ ГОРДИТСЯ СОЛИГОРЩИНА » ГЕРЕОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

МУРАВИЦКИЙ ЛУКА ЗАХАРОВИЧ

Муравицкий Лука ЗахаровичРодился Лука Захарович - 31 декабря 1916 года в деревне Долгое Старобинского (ныне Солигорского) района Минской области в семье крестьянина. Отец батрачил на кулаков. Приходилось батрачить и детям, а их было 8 в семье. Окончил 6 классов. В 1929 году отец отправил Луку в Москву к дяде, Алексею Карповичу Левчику — старому большевику-подпольщику. После знакомства со столицей, Муравицкий пошёл учиться в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), при Московском заводе «Динамо», а затем был распределён слесарем на этот же механический завод. Тогда же без отрыва от производства стал учиться в Московском аэроклубе, сначала в группе парашютистов, а затем планеристов. 

В начале 1937 года перешёл работать в метрополитен, на станцию «Площадь Революции». Весной того же года Муравицкий получил в аэроклубе звание инструктора парашютного спорта. А осенью по путевке столичной комсомольской организации Лука был направлен в Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу им. Чкалова. С этого времени начинается служба Луки Захаровича в Красной Армии

После окончания школы младший лейтенант Муравицкий уехал служить на Дальний Восток. Но летать ему в этих краях долго не пришлось. Вскоре авиачасть перебазировалась в Московский военный округ. 

Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 г. Был лётчиком 29-го истребительного авиаполка 31-й сад Западного фронта.

 На каждом своём самолёте Муравицкий белой краской выводил по фюзеляжу надпись «За Аню!». Лётчики поначалу посмеивались над ним, а начальство приказывало стереть надпись. Но перед каждым новым вылетом на фюзеляже самолёта по правому борту опять появлялось «За Аню!». Но однажды он рассказал командиру, что его любимая девушка, которая вместе с ним работала на Метрострое, училась в аэроклубе, что она любила его, они собирались пожениться, но она разбилась, прыгая с самолёта. Парашют не раскрылся.

Лейтенант, Муравицкий Лука Захарович, участвовал в боях на дальних подступах к столице. В одном из июльских боёв в районе Могилёва Муравицкий был ранен. Врачи восстановили здоровье лётчика, он вернулся в родной полк и с ещё большей ненавистью дрался с врагом. 

Рассказывает генерал-майор авиации Пузейкин: «8 августа 1941 года Лука Муравицкий участвовал в групповом воздушном бою. Шесть советских истребителей И-16 против двенадцати «юнкерсов» и «мессершмиттов». Советские летчики в этой схватке сбили восемь немецких машин. Две из них уничтожил младший лейтенант Муравицкий.

В конце августа создалась настолько напряженная обстановка, что наши истребители, базировавшиеся на дальнем аэродроме, прилетали для отражения атаки фашистской авиации с некоторым опозданием.

Было принято решение сделать засаду, расположив несколько истребителей у самой линии фронта.

На исходе дня, уже в сумерках, три самолета из звена лейтенанта Морозова приземлились на крохотной площадке буквально под носом противника. А на рассвете, едва гитлеровцы появились над расположением советских войск, наши летчики ринулись наперерез врагу.

За день Морозов, Попов и Муравицкий десять раз поднимались в воздух и сбили четыре бомбардировщика».

25.08.41 г. на самолёте И-16 лейтенант Муравицкий таранил воздушный разведчик Не.111.

 Луке Муравицкому поручили одному прикрыть железнодорожную станцию под Ленинградом, через которую осуществлялись снабжение наших войск и эвакуация раненых, гражданского населения и материальных ценностей. Пока шла разгрузка, лётчик зорко следил за воздушной обстановкой в районе железнодорожной станции. Когда он делал разворот над западной окраиной станции, в промежутке между ярусами облаков показался немецкий бомбардировщик «Хейнкель-111». Муравицкий резко послал сектор газа вперёд и устремился наперерез фашистскому самолёту. Длинная пулемётная очередь, ударившая по застеклённой кабине бомбардировщика, вынудила фашистского лётчика развернуться. Последовала вторая атака Муравицкого. «Хейнкель» попытался на повышенной скорости со снижением уйти от преследования. Наш земляк догнал гитлеровца и вновь открыл огонь короткими очередями. И вдруг привычная дробь бортового оружия оборвалась. Стало ясно: кончились боеприпасы. Тогда Муравицкий решил таранить врага. Добавил обороты. Не уменьшая скорости, советский лётчик приблизил блестящий диск своего винта под самый хвост фашистской машины. Рывок, и винт истребителя рассёк металл хвостового оперения вражеского самолёта. В этот момент Муравицкий и сам ударился головой о прицел, разбил переносицу. Потеряв скорость, истребитель вошёл в штопор. В глазах поплыли оранжевые круги. Собрав силы, лётчик с большим трудом прекратил вращение машины и вывел её из крутого пикирования. Но лететь дальше он не мог. Не выбирая места для приземления, Муравицкий выпустил щитки и с ходу посадил свой израненный «ястребок» на фюзеляж рядом со станцией. Гитлеровцы нашли себе могилу по другую сторону железнодорожных путей. Люди, разгружавшие эшелон, бросились к истребителю и помогли раненому лётчику выбраться из кабины.

 

Подлечившись, Лука Захарович вернулся в родной полк. И снова бои. По пять-шесть раз за день поднимался в воздух навстречу врагу. 

Наступила осень. Поступил приказ о передаче десяти летчиков с самолетами из 29-го иап в 127-й истребительный авиаполк, убывающий на Ленинградский фронт. В это время немецкая авиация снизила боевую активность. Встречи в воздухе с врагом в районе действий полка стали реже, и Муравицкий попросил включить его в число откомандированных.

В середине сентября 1941 г. 127-й иап прибыл под Ленинград. Его основной задачей стало сопровождение транспортных самолётов в блокадный Ленинград.Сопровождение транспортных самолетов - задача почетная и очень сложная. Истребители должны не просто отразить все атаки противника, но защитить своих подопечных, довести их до места назначения.

Выполнение этой задачи требовало от наших летчиков большого мужества. В воздухе, над кольцом вражеского окружения, не раз завязывались жестокие бои.

Однажды командиру звена лётчиков-истребителей старшему лейтенанту Муравицкому и двум его ведомым поручили чрезвычайно ответственное задание — сопровождать транспортные самолёты Ли-2, вывозившие из Ленинграда на Большую землю женщин, стариков, детей. Боевых машин в первые месяцы войны не хватало, поэтому приходилось летать на сопровождение лишь двум-трем самолётам. Днём раньше Муравицкий прикрывал группу Ли-2, которая доставила в блокированный Ленинград продовольствие. 

Фашистские истребители прилагали немало усилий, чтобы помешать снабжению города-героя по «воздушному мосту». Почти в каждом вылете нашим лётчикам приходилось вести неравные бои с численно превосходящими истребителями противника. Муравицкий уже успел сбить несколько вражеских самолётов. 

Сопровождать Ли-2 нелегко: слишком они тихоходны. Поэтому приходилось всё время делать манёвры на минимальной скорости и на небольшой высоте. 

Особенно внимательно надо было следить за воздухом в районе станции Мга. Обычно здесь фашисты нападали на наши самолёты. Вот и сегодня не успели 3 наших лётчика ввести свои машины в правый разворот, как внезапно вывалились из облаков сначала 3, а затем еще пара «мессершмиттов». Не теряя ни секунды, Муравицкий бросился на замыкающий вражеский самолёт. Когда фашист оказался в перекрестии прицела, Муравицкий нажал на гашетки. Короткие полосы трассирующих снарядов и пуль прервали свой бег на кабине фашистской машины. Она задымила, мелькнули чёрные кресты на плоскостях падающей машины. В воздухе повис купол парашюта. 

Только теперь фашистские лётчики заметили наши истребители. Набирая высоту, они скрылись в облаках, а Муравицкий и его ведомые стали догонять ушедшие вперёд Ли-2. Они знали, что «мессершмитты» обязательно попытаются напасть на наши безоружные транспортные самолёты. 

Прошло несколько минут, и вновь появились вражеские истребители. Муравицкий успел занять выгодную позицию и своим огнём прервал атаку противника. «Мессершмитты» отвернули и, разбившись на пары, снова устремились в атаку, но уже с двух сторон. Они хотели зажать наши истребители в клещи и лишить их манёвра. 

Муравицкий смело ринулся навстречу двум «мессерам», находившимся справа, а его ведомые атаковали другую вражескую пару слева. Выйдя из лобовой атаки, Муравицкий заметил, что один из «мессеров» зашёл в хвост машины правого ведомого. Командир звена бросился на помощь, ударил из пулемётов. Но едва он развернулся, как сам оказался под вражеским прицелом. Машину прошила пушечная очередь. Муравицкий почувствовал резкий удар в голову. Брызнули осколки плексигласа от фонаря кабины. За ворот гимнастерки потекла кровь. 

Драться становилось всё труднее. Фашистские лётчики поняли, что машина Муравицкого подбита, и накинулись на неё со всех сторон, сосредоточив на краснозвёздном истребителе весь огонь. Превозмогая боль, собрав все силы, командир звена продолжал сражаться. Лишь когда наши Ли-2 скрылись из виду и находились в безопасности, Муравицкий оторвался от противника и под прикрытием боевых друзей вернулся на аэродром. Прямо из самолёта его увезли в полевой госпиталь. 

Однополчан восхищали в действиях командира звена не только трезвый расчёт, храбрость, но и готовность идти на все, чтобы одержать победу над врагом. 

Спустя четыре месяца после начала войны - 22 октября 1941 г. старшему лейтенанту Муравицкому Луке Захаровичу было присвоено звание Герой Советского Союза.

Генерал-майор авиации Пузейкин вспоминает: «Поздно вечером состоялся митинг. Друзья-однополчане тепло поздравили героя, пожелали ему всего самого хорошего.

Затем выступил «виновник» торжества. Когда батальонный комиссар Проскурин предоставил ему слово, Лука с минуту молча стоял на открытой площадке грузового автомобиля, превращенного в трибуну. Потом взволнованно сказал:

 — Спасибо, друзья, за добрые слова в мой адрес. Мне, конечно, очень приятно получить такую награду. Но она не только моя. В небе особенно ощущаешь, как важно, когда рядом с тобой — боевой товарищ, готовый принять на себя удар, чтобы выручить друга. Не раз выручали и меня. Спасибо вам всем за дружбу, за боевую выручку! О себе скажу коротко: Лука Муравицкий не подведет. Пока бьется сердце, видят глаза, а руки могут держать штурвал, - буду беспощадно драться с ненавистным врагом!».

В конце октября обстановка под Ленинградом крайне осложнилась. Фашистские войска предпринимали отчаянные попытки сломить волю защитников города на Неве. Напряжение боев резко возросло и на земле, и в воздухе.

30.11.41 г. старший лейтенант Муравицкий Лука Захарович погиб в воздушном бою, защищая транспортные самолёты.

Похоронен Герой в деревне Капитолово Всеволожского района Ленинградской области.

Общий итог боевой деятельности нашего земляка, в различных источниках, оценивается по разному. Наиболее часто встречается цифра 47 ( 10 побед одержанных лично и 37 в составе группы ), реже - 49 ( 12 лично и 37 в группе ). Более того, в одной из публикаций вообще утверждается, что свою последнюю победу Лука Муравицкий одержал в Мае 1945 года, над Берлином ?! Точных данных, к сожалению, пока нет.

На его родине, в деревне Долгое, именем Героя названа одна из улиц.





Источник: http://soligorsk-info.ucoz.com/publ/16-0-0-0-1-1
Категория: ГЕРЕОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА | Автор: Паша Морозов Для Солигорск Инфо
Просмотров: 2065 | Теги: ВОВ, Муравицкий Лука Захарович, д.Долгое, Герои Советского Союза | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ИНФО ПОИСК


Оформление СВАДЕБ в Солигорске
СВЕЖИЕ НОВОСТИ
Нацбол из Солигорска руководит отрядом террористов в Донбассе 
В Солигорском районе столкнулись бензовоз и легковой автомобиль (фото) 
Житель Солигорска убил пенсионерку и пытался покончить с собой 
БКК подписала контракт на поставку калия в Индию 
Николай Януш: «Я – простой деревенский мужик. Приятно, когда меня так называют» 
ХК "Шахтер" подписал контракт с вратарем 
Полумеры от Миноблавтотранс для солигорских инвалидов-колясочников 
Ипэшник из Солигорска не уплатил в казну 1,5 млрд рублей налогов 
НОВОЕ В БЛОГЕ
Хрупкая девушка организовывает самые пафосные и яркие вечеринки Беларуси 
Кого кризис сделал беднее, а кого – богаче? 
Минус 25 в конце марта - это глобальное потепление 
ПОСЛЕДНИЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

ПРОДАМ коляску Adamex Galaxy"

деньги в долг

Сниму квартиру

Продам автомобиль

Стеклопакеты

Стеклопакеты

Ремонт ПВХ изделий

Жалюзи, окна ПВХ двери

продам вагончик

Очень хорошая и качественная мебель из дерева, ЛДСП, МДФ, матрасы.
НОВОЕ В МУЛЬТИМЕДИА
Фотоотчёт с берегов Турции
Как в Туркменистане возводится конкурент "Беларуськалия"
BAZA: Местами ландшафт терриконов напоминает Марс
В Солигорске скоро откроется новый литовский магазин «ГЛЕРА»
Зеркало времени: ретро Солигорск


НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ
ГДЕ ВЫ МОЖЕТЕ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ОТДОХНУТЬ ЛЕТОМ?




javascript:// javascript://
Всего ответов: 211

Обсудить на форуме
 

АВТОЛЮБИТЕЛЮ
Оршанский авторынок у вас дома!
РЫБАКУ НА ЗАМЕТКУ
Солигорск прогноз клёва рыбы
ПРАЗДНИКИ
СТАТИСТИКА
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0